Проверяемый текст
Власов, Михаил Валерьевич; Социально-экономические и политические отношения в симбирской деревне в нэповский период (Диссертация 2006)
[стр. 167]

Симбирской губернии число кресткомов за год увеличилось на 231 и составило 1088, усилилась работоспособность большинства из них123.
Постепенно при поддержке сельских Советов кресткомы набрали силу и их деятельность становилась все более эффективной.
В течение только 1924 года эти комитеты обеспечили предоставление помощи 544 478 хозяйствам, в том числе трудовую помощь подучило 124 580 хозяйств.
Фонд общественной запашки вырос до 220
ОООдесятин (до 8,8 десятин в среднем на комитет по сравнению с 3 десятинами в 1922г.).
Количество крестьянских
хозяйств, объединяемых, ККОВ, определялось в 3 680 ООО с 21 528 ООО едоками174.
В 1924 году одновременно с новым «Положением о ККОВ» вышло Циркулярное Письмо ЦК РКП (б) «О перевыборах крестьянских комитетов взаимопомощи» от 29 сентября 1929 года.
В этом письме рекомендовалось путем ротации включать в состав сельсоветов наиболее отличившихся и активных членов ККОВ, а также превратить ККОВ в центры общественной жизни деревни»'25.
Соответствующие указания по организации перевыборов кресткомов были даны и местным советским органам в принятом в эти дни письме ВЦИК.
На исполкомы Советов ложилась задача оказать кампании финансовую поддержку, заслушать повсеместно отчеты кресткомов о проделаннойимиработе-26.

Крестьянским комитетам, в свою очередь, предписывалось оказывать самую широкую поддержку в социальной деятельности сельских Советов.
Так, в принятом 9 октября 1924 г.
циркуляре Ардатовского уездного исполкома указывалось на необходимость введения ККОВ в волостные и сельские
комиссии по выборам в Советы, на использование их при перевыборах низовых советских органов127.
Однако, здесь же подчеркивалось, что в состав сельских и волостных кресткомов не
Климов Ю.Н.
В суровые годы двадцатые...
С.
125 124Милютин Н.
Крестьянская взаимопомощь к концу 1924 г.
М., 1925.
С.
8 125Там же, д.
744, л.
72 126Там же, ф.
345, оп.
1, д.
902, л.
114 167
[стр. 151]

феврале 1923 гг.
под руководством партийных комиссий по работе в деревне Симбирской губернии были проведены перевыборы правлений комитета взаимопомощи.
Как сообщалось с мест, из ряда правлений удалось изгнать проникших туда зажиточных крестьян и ввести в их состав сельских коммунистов и активных беспартийных крестьян из бедняков и середняков.
Благодаря принятым мерам ККОВ заметно активизировали свою деятельность, выросло их количество.
В Симбирской губернии число кресткомов за год увеличилось на 231 и составило 1088, усилилась работоспособность большинства из них144.
Активная работа кресткомов закономерно вызывала и значительный интерес крестьянства, усиливала его стремление поддержать и укрепить эти организации.
Симбирский губсобес отмечал в своем докладе за октябрь декабрь 1923г.
вполне доброжелательное отношение крестьянских масс к комитетам взаимопомощи и особенно к наиболее активным из них145.
Естественным следствием этого было увеличение числа ККОВ в губернии только за ЭТИ месяцы до 1272, причем особенно показательным был рост количества сельских кресткомов с 796 до 1088.
К концу 1923 г.
число крестьянских ко.митетов заметно вы росло во всех уездах губернии, хотя в ряде случаев имело место и уменьшение их количества14 .
Однако тенденция к сокращению не была определяющей.
«В 1923 году, указывал заместитель наркома социального обеспечения РСФСР H.A.
Милютин, отмечается дальнейший рост числа сельских кохмитетов, несмотря на проводившееся в этом году укрупнение ко.митетов и волостей»147.
В целом по стране число волостных кресткомов за год практически не изменилось, оставшись на уровне примерно 10 ООО, а количество сельских ко.митетов возросло до 90 ООО.
Отчетные данные о своей работе за этот год представили в Наркомсобес около 25 ООО комитетов (25 %).
Из них следовало, что в течение года эти комитеты обеспечили предоставление помощи 544 478 хозяйствам, в том числе трудовую помощь подучило 124 580 хозяйств.
Фонд общественной запашки вырос до 220
000 десятин (до 8,8 десятин в среднем на комитет по сравнению с 3 десятинами в 1922г.).
Количество крестьянских


[стр.,155]

ковое наименование крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (ККОВ).
Положение разграничило два этих понятия, введя наименование крестьянского общества взаимопомощи (КОВ) для организации в целом и комитета крестьянского общества взаимопомощи (ККОВ) для органов управления этого общества155.
Практически одновременно с новым Положением о КОВ появилось Циркулярное письмо ЦК РКП(б) «О перевыборах крестьянских комитетов взаимопомощи», утвержденное 29 сентября 1924 г.
«Необходимо добиться того, говорилось в нем, чтобы кресткомы пользовались полным доверием большинства крестьянского населения....
Кресткомы должны стать одним из главнейших центров деревенской общественности»156.
ЦК РКП(б) подчеркнул необходимость активизации партийных ячеек в ходе перевыборной кампании, а также широкого привлечения к этой кампании комсомола, женотделов и организаций Всеработземлеса.
Поскольку организационно кампания по перевыборам ККОВ, как и ранее, совпадала с выборами в местные Советы, важнейшее место отводилось выдвижению с помощью кресткомов маломощных крестьян на ответственную советскую работу157.
Соответствующие указания по организации перевыборов кресткомов были даны и местным советским органам в принятом в эти дни письме ВЦИК.
На исполкомы Советов ложилась задача оказать кампании финансовую поддержку, заслушать повсеместно отчеты кресткомов о проделанной ими
работе158.
Общие указания центра уточнялись и детализировались на местах с учетом конкретной обстановки.
В большинстве случаев перевыборные кампании в Советы и кресткомы действительно накладывались друг на друга, создавая нередко своеобразные взаимопересечения в составе избирательных комиссий, съездов Советов, нормах представительства и т.д.
Так, в принятом 9 октября 1924 г.
циркуляре Ардатовского уездного исполкома указывалось на необходимость введения ККОВ в волостные и сель


[стр.,156]

ские комиссии по выборам в Советы, на использование их при перевыборах низовых советских органов.
Однако, здесь же подчеркивалось, что в состав сельских и волостных кресткомов не
должны выбираться люди, уже избранные в сельские и волостные органы власти, т.е.
здесь взаимопредставительство не допускалось159.
Подобный подход способствовал значительному расширению привлечения деревенского населения и активной общественной деятельности.
Особенностью перевыборной кампании кресткомов 1924 г., связанной с реализацией нового Положения, являлось то, что наряду с переизбранием руководящих органов крестьянской взаимопомощи на сельских сходах должно было происходить и оформление крестьянских обществ взаимопомощи.
Однако это фиксированное оформление происходило еще далеко не везде.
«Новое Положение, отмечалось позже в связи с этим в отчете Симбирского губисполкома, мало повлияло на ход кампании, так как работники мест или позднее получили или совсем его не получили.
В результате переизбрание шло естественным порядком, по традиции: выбирали комитетчиков, но не оформляли общества».160 Поэтому кампания по реорганизации кресткомов на основе нового Положения не замыкалась только рамками перевыборов, а была заметно шире и протяженнее по времени.
Организационно-структурная перестройка системы кресткомов проходила далеко не гладко, сопровождаясь нередко срывами и упущениями.
Затруднения были связаны и со слабой организованностью крестьянских масс при созыве сходов и собраний (отсутствие обязательного большинства избирателей на собраниях и т.п.), и с неумелым толкованием на местах разделов нового Положения о КОВ, особенно при определении характера членства (нередко добровольно коллективное членство заменялось индивидуально добровольным), и с отсутствием детальных разъяснений со стороны вышестоящих органов.
Целый ряд таких разъясняющих документов проявился заметно позже самого положения.
Так, подробная инструкция по его применению была раз

[Back]