Проверяемый текст
Еферина, Татьяна Вячеславовна; Факторы социальных рисков и модели социальной поддержки крестьянства (Диссертация 2004)
[стр. 176]

сельского схода было принято следующее постановление: «мы, граждане д.
М.
Кузьминки, признавая всю важность и необходимость ликвидации взрослого безграмотного населения, постановили: идти навстречу начинаниям Советской власти, посещая школу взрослых, и этим самым провести в жизнь заветы известного В.
И.
Ленина, говорящего за полную ликвидацию безграмотности в пределах Советской республики»151.

Т.В.Еферина и Ю.Г.Еферин в своих исследованиях доказывают, что сельские Советы усиленно насаждали в нэповской деревне «советский образ жизни», основанный на отрицании всего прежнего крестьянского патриархального уклада жизни.
По их мнению, сельские Советы активно внедряли в сознание людей новый образ жизни: вводили свои праздники, искореняли старые традиции.
Однако новые веяния тяжело входили в крестьянское сознание, которое известно своей консервативностью.
Так, новыми праздниками стали День 7 ноября, 1 Мая, Международный женский день, новый год.
Вместо крещения устраивались звездины, вместо отпевания усопшего устраивались митинги прощания, вводился гражданский брак, активно старались стереть из памяти народа старинные обряды и праздники, как Рождество Христово, Пасха и др.
Специально разрабатывались планы по проведению социалистических праздников и по предотвращению религиозных с предложением целого спектра методов воздействия на населения.
Так, в Синдоровской волости Краснослободского уезда Пензенской губернии на предстоящий праздник 1 Мая был предложен план антипасхальной компании: прочитать среди населения ряд лекций «Женщина и религия», «Классовая сущность религии», «Пасха пьянство и драки» и др.
В селах действовали организации «Воинствующие безбожники», которые объединяли местную молодежь.
Аналогичная компания была проведена в канун Рождества.
Сельсоветы получали задание всесторонне, глубоко, освещать социальную сущность религии и ее контрреволюционный характер,
151 ЦГА РМ, фр.
20, оп.
1, д.
22, л.
457, д.
25, л.
429; фр.
205, оп.
1, д.
6, л.
98, д.
31, л.
10; фр.
30, оп.
1, д.
27, л.
168 176
[стр. 217]

тсй школой, нехватка книг, учебников и письменных принадлежностей, запущенность школьного хозяйства).
В середине 1920-х гг.
декларируемые бесплатность обучения, общедоступность школы, открытый характер системы образования реализовать не удалось.
«В распределении средств на нужды просвещения сохранялись значительные перекосы, ущемлявшие начальную (читай сельскую) школу», доля затрат была ниже в 7 8 раз, поэтому на селе вновь открылись трехлетки, с которыми Россия рассталась в 1908 г.
В 1928 г.
18 млн человек в возрасте 18-35 лет были полностью неграмотны, а в 1939 г.
неграмотные составляли 13 % населения в возрасте от 9 до 49 лет, с учетом людей старшего возраста их было не менее 20 % [52].
Советские власти активно внедряли в сознание людей новый образ жизни: вводили свои праздники, искореняли старые традиции.
Однако новые веяния тяжело входили в крестьянское сознание, которое известно своей консервативностью.
Так, новыми праздниками стали День 7 ноября, 1 Мая, Международный женский день, новый год.
Вместо крещения устраивались звездины, вместо отпевания усопшего устраивались митинги прощания, вводился гражданский брак, активно старались стереть из памяти народа старинные обряды и праздники, как Рождество Христово, Пасха и др.
Специально разрабатывались планы по проведению социалистических праздников и по предотвращению религиозных с предложением целого спектра методов воздействия на населения.
Так, в Синдоровской волости Краснослободского уезда Пензенской губернии на предстоящий праздник 1 Мая был предложен план антипасхальной компании: прочитать среди населения ряд лекций «Женщина и религия», «Классовая сущность религии», «Пасха пьянство и драки» и др.
В селах действовали организации «Воинствующие безбожники», которые объединяли местную молодежь.
Аналогичная компания была проведена в канун Рождества.
Сельсоветы получали задание всесторонне, глубоко, освещать социальную сущность религии и ее контрреволюционный характер,
разъяснять задачи и цель пятилетнего плана народного хозяйства, указывать, что религия является

[стр.,240]

но сами по-прежнему продолжали варить и употреблять самодельное вино.
Крестьяне с.
Ст.
Пичеуры Торбеевского волкома Беднодемьяновского уезда Пензенской губернии по этому поводу на собрании в 1928 г.
записали: «кажется странным, что с самогоном борется государство, а само продолжает торговлю вином, нужно покончить государству торговлю своим вином, иначе является конкурентом крестьянину...
Всем присутствующим обратить серьезное внимание на борьбу с самогонокурением и всемерно оказывать содействие милиции и сельсовету в смысле разъяснения законов по этому поводу и в смысле выявления самогонщиков» [127].
Иногда злостных самогонщиков могли и выселить общим решением схода [128].
Крестьяне д.
Рябкинский завод Краснослободского уезда просили уездную комиссию революционного трибунала привлечь «по закону» членов местного сельсовета за пьянство и нарушений правил общежития [129].
В 20-е гг.
на общих собраниях обсуждались вопросы просвещения.
Крестьяне соглашались, что необходимо организовывать пункты ликвидации неграмотности среди взрослого населения, однако сами посещали их плохо.
Так, на очередном собрании общинного схода было принято следующее постановление: «мы, граждане д.
М.
Кузьминки, признавая всю важность и необходимость ликвидации взрослого безграмотного населения, постановили: идти навстречу начинаниям советской власти, посещая школу взрослых, и этим самым провести в жизнь заветы известного В.
И.
Ленина, говорящего за полную ликвидацию безграмотности в пределах Советской республики»
[130].
Па собраниях крестьяне решали вопросы о строительстве, ремонте школ, снабжении дровами, об открытии изб-читален.
В с.
Ст.
Пичеуры Торбеевского волкома Беднодемьяновского уезда Пензенской губернии крестьяне в 1928 г.
на своем собрании избрали совет избы-читальни и приняли обязательство: «всем гражданам посещать избу-читальню» [131].
При избах-читальнях открывались и сельхозкружки.
В неурожайные годы всей общиной принимали решения о ходатайстве перед властями о снижении или сложении части налогов, либо отказе платить

[Back]