Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 130]

130 телерадиовещание в крае.
Предусмотренная соглашением необходимость созыва конференции стран-доноров с целью экономического возрождения Косово не сопровождалась положением о снятии санкций с СРЮ.
Но главное новый вариант мирного плана в качестве неотъемлемой части включал в себя главы, регулировавшие полицейские (глава 2)238
и военные (глава 7)239 аспекты урегулирования, заведомо неприемлемые для Белграда (помимо размещения в крае контингента Сил НАТО в Косово, максимальный размер которого не уточнялся, проект соглашения предусматривал полный контроль со стороны альянса над воздушным пространством края; при практически полном выводе сербских сил из Косово за исключением 1500 пограничников и 2500 гражданских полицейских в качестве ответной меры со стороны косовских албанцев предполагалось лишь их принципиальное согласие на разоружение; проект соглашения не предусматривал регулирование военной ситуации в соседних Албании и Македонии, территория которых служит базой для боевиков ОАК, и предполагал произвольное расширение функций военного контингента НАТО в Косово без согласия на то со стороны СРЮ и т.п.).
В результате возобновившиеся 15 марта 1999 г.
в Париже переговоры
через несколько дней зашли в тупик: добившись подписания нового варианта промежуточного мирного соглашения по Косово со стороны косовских албанцев, международные посредники получили категорический отказ сербской стороны от одобрения не согласованного с ней документа.
Наиболее серьезный удар по возможности реализации варианта «расширенной автономии» для Косово нанесла начавшаяся 24 марта 1999 г.
военная операция НАТО против СРЮ, которая полностью перечеркнула не только первоначальный мирный план Контактной группы, предложенный сторонам в Рамбуйе, но и предшествовавшее ему соглашение Холбрука Милошевича.
Напрямую вмешавшись в конфликт на стороне Освободительной армии Косово, США и НАТО потеряли возможность играть роль посредника в мирном урегулировании.
Между тем окончательный провал в условиях военных действий НАТО против Югославии предложенного США и другими западными державами в Рамбуйе плана автономизации Косово не помешал представителям обеих конфликтующих сторон
238 Ibid.-Р.
28-38.
239 Вместе с приложениями см.: Ibid.
Р.
54-80.
[стр. 168]

179 с представителями косовских албанцев.
Результатом этой работы стал проект мирного соглашения 72 , принципиально отличавшийся от пер воначального политического документа, предложенного сторонам в начале переговоров в Рамбуйе и в целом получившего одобрение серб ской делегации.
С формальной точки зрения новый вариант соглаше ния, которое, по замыслу его авторов, должно иметь приоритет перед любыми законодательными актами Сербии и СРЮ, не делал никаких различий между международно признанным государством СРЮ и не признанной «Республикой Косово» и ее вооруженными формирования ми (ОАК), которые в тексте соглашения были обозначены как «иные силы».
Согласно гражданским аспектам соглашения органы самоуправ ления Косово получили бы возможность влиять на федеральную поли тику (в частности, решения Высшего суда Косово являются обязатель ными для выполнения всеми федеральными властями), в то время как власти СРЮ фактически были бы лишены соответствующей возмож ности в отношении края.
Права главы гражданской миссии по выпол нению соглашения (под эгидой ОБСЕ/ЕС) фактически приравнивались к полномочиям генерал губернатора, решения которого должны были иметь приоритет даже по отношению к итогам выборов, а сама миссия получила бы собственное телерадиовещание в крае.
Предусмотренная соглашением необходимость созыва конференции стран доноров с це лью экономического возрождения Косово не сопровождалась положе нием о снятии санкций с СРЮ.
Но главное — новый вариант мирного плана в качестве неотъемлемой части включал в себя главы, регулиро вавшие полицейские (глава 2)
73 и военные (глава 7) 74 аспекты урегули рования, заведомо неприемлемые для Белграда (помимо размещения в крае контингента Сил НАТО в Косово, максимальный размер которого не уточнялся, проект соглашения предусматривал полный контроль со стороны альянса над воздушным пространством края; при практиче ски полном выводе сербских сил из Косово за исключением 1500 по граничников и 2500 гражданских полицейских в качестве ответной меры со стороны косовских албанцев предполагалось лишь их принципиаль ное согласие на разоружение; проект соглашения не предусматривал регулирование военной ситуации в соседних Албании и Македонии, территория которых служит базой для боевиков ОАК, и предполагал произвольное расширение функций военного контингента НАТО в Косово без согласия на то со стороны СРЮ и т.
п.).
В результате возоб новившиеся 15 марта 1999 г.
в Париже переговоры
уже через несколько Политика США в отношении косовского конфликта

[стр.,169]

Косово: международные аспекты кризиса 180 дней зашли в тупик: добившись подписания нового варианта промежу точного мирного соглашения по Косово со стороны косовских албан цев, международные посредники получили категорический отказ серб ской стороны от одобрения не согласованного с ней документа.
Однако независимо от результатов любых дальнейших переговоров по Косово разработка и осуществление варианта «расширенной авто номии» в принципе сопряжены с рядом серьезных трудностей 75 .
Поиск «оптимального» варианта автономии для Косово может продолжаться неопределенно долго, а возможность его реализации вызывает серьез ные сомнения.
В самом Косово главным препятствием к осуществле нию любого варианта автономии как долговременного решения кон фликта является неприятие его албанской стороной, в лучшем случае рассматривающей такой вариант как промежуточный на пути к конеч ной цели — обретению независимости от Сербии.
Эта ситуация еще более осложняется отсутствием единства внутри албанской общины края, что даже в случае достижения соглашения между противоборст вующими сторонами не гарантирует выполнения албанской стороной своих обязательств 76 .
Жизнеспособность любого варианта автономного устройства Косово подрывают и внешние факторы.
Требование Соединенных Штатов и других стран Запада наделить Косово «расширенной автономией», уро вень которой приближался бы к статусу федеральной республики, но не предусматривал бы права отделения от СРЮ, изначально носило глубоко противоречивый характер.
США не в последнюю очередь ис ходили из того, что если пятую часть федеральной ассамблеи Югосла вии составят представители косовских албанцев, они могут войти в блок с представителями Черногории, настроенными оппозиционно к Бел граду, и таким образом способствовать отстранению С.
Милошевича от власти.
Эту же цель преследовала игра Вашингтона на противоре чиях между Сербией и Черногорией внутри Югославской федерации.
Официально выступая за предоставление Косово статуса «расширен ной автономии», который имел бы смысл только в случае сохранения и укрепления Югославской федерации, США одновременно пред принимали действия по ослаблению СРЮ, активно используя в этих целях сербско черногорские противоречия 77 .
В таких условиях статус «расширенной автономии» для Косово теряет всякий смысл, ибо даль нейшее ослабление СРЮ при определенных условиях может привести к ее развалу, чреватому полной дестабилизацией на Балканах.


[стр.,170]

181 По мере обострения ситуации в крае и интенсификации иностран ного вмешательства в конфликт, факторов, способных помешать реа лизации варианта предоставления Косово «расширенной автономии», становилось все больше.
Еще в ноябре 1998 г.
главнокомандующий ОВС НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк заявил, что «окно» для достижения мира в Косово не превышает четырех месяцев, так как обе стороны пользуются временной передышкой для наращивания сил 78 .
Хотя большинство экспертов предрекали, что относительное «пе ремирие» конца 1998 г.
продлится по крайней мере до следующей вес ны, уже начало 1999 г.
ознаменовалось новым обострением обстанов ки в Косово: террористическими актами, захватами заложников и вво дом в край дополнительных подразделений ЮНА.
Непрекращающие ся столкновения между боевиками ОАК, с одной стороны, и сербскими силами безопасности и формированиями ЮНА — с другой, стали по стоянным фоном международных переговоров по урегулированию ко совского конфликта в Рамбуйе и Париже.
Однако наиболее серьезный удар по возможности реализации ва рианта «расширенной автономии» для Косово нанесла начавшаяся 24 марта 1999 г.
военная операция НАТО против СРЮ, которая полно стью перечеркнула не только первоначальный мирный план Контакт ной группы, предложенный сторонам в Рамбуйе, но и предшествовав шее ему соглашение Холбрука — Милошевича.
Напрямую вмешавшись в конфликт на стороне Освободительной армии Косово, США и НАТО потеряли возможность играть роль посредника в мирном урегулирова нии.
Между тем окончательный провал в условиях военных действий НАТО против Югославии предложенного США и другими западными державами в Рамбуйе плана автономизации Косово не помешал пред ставителям обеих конфликтующих сторон
продолжить прямые контак ты, о чем свидетельствовала встреча С.
Милошевича с И.
Руговой и лидерами ряда албанских общин края в начале апреля 1999 г.
По мере обострения ситуации в Косово и усиления международно го вмешательства в конфликт все более реальной становится идея раз дела края на сербскую и албанскую части (возможно, при формальном сохранении, хотя бы на первом этапе, суверенитета Сербии).
Основ ным внешним фактором, осложняющим раздел Косово, остается край няя геополитическая слабость Албании (большая часть экономической активности сосредоточена в северной части Косово, где проживает и большая часть сербского населения; в то же время южная часть края Политика США в отношении косовского конфликта

[Back]