комплекс эмоционально-ценностного ядра личности у опрошенных. Так, у студентов УФ ЮФУ он представлен ценностями: успешная профессиональная карьера (53,92%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (48,85%), чувство собственного достоинства и самоуважение (47,47%), признание и уважение других людей (34,56%). Эти же ценности распределены в иной последовательности в поясе ценностного ядра личности будущих специалистов СКС: чувство собственного достоинства и самоуважение личности (44,35%), признание и уважение окружающих (40,05%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (39,88%), успешная профессиональная карьера (37,80%). Нами обнаружено, что периферию эмоционально-ценностного компонента мировоззренческой культуры у студентов гуманитарного вуза и представителей УФ ЮФУ занимают духовно-нравственные и моральные ценности личная ответственность и чувство долга (29,84%), духовно-ценностная опора на традиции родной культуры (21,34%) и патриотическая направленность личности (17,90%). На периферии ценностного ядра личности «единодушно» оказалось стремление опрошенных к своему высокому социальному статусу в современном обществе (22,42%). Здесь приведён общий процентный показатель выбора названных ценностей, поскольку они занимают последние места у большинства опрошенных, независимо от вуза. Вместе с тем, нельзя не отметить возрастание (практически в два раза, в сравнении с указанными данными) количественного показателя духовноценностных позиций личности у студентов старших курсов КФ РГСУ, и совсем незначительные изменения аналогичных показателей у старшекурсников УФ ЮФУ. Следовательно, мы можем предполагать, что овладение студентами гуманитарного вуза основ социальных специальностей вносит свой позитивный вклад в развитие духовно-ценностной сферы личности. Однако в целом выявленная тенденция несформированности национально-культурных и патриота100 |
62 Профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающих как поддержку мировоззренческой направленности студентов на успешное самоутверждение личности в социокультурной сфере общества, так и дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения. Рассмотрим далее мировоззренческие ориентации, которые образуют пояс ценностного ядра личности у опрошенных. Так, у курсантов он представлен ценностями: успешная профессиональная карьера (53,92%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (48,85%), чувство собственного достоинства и самоуважение (47,47%), признание и уважение других людей (34,56%). Эти же ценности распределены в иной последовательности в поясе ценностного ядра личности будущих специалистов СКС: чувство собственного достоинства и самоуважение личности (44,35%), признание и уважение окружающих (40,05%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (39,88%), успешная профессиональная карьера (37,80%). Нами обнаружено, что периферию ценностного ядра личности у студентов гуманитарного вуза и курсантов занимают духовно-нравственные и моральные ценности личная ответственность и чувство долга (29,84%), духовно-ценностная опора на традиции родной культуры (21,34%) и патриотическая направленность личности (17,90%). На периферии ценностного ядра личности «единодушно» оказалось стремление опрошенных к своему высокому социальному статусу в современном обществе (22,42%). Здесь приведён обпщй процентный показатель выбора названных ценностей, поскольку они занимают последние места у большинства опрошенных, независимо от вуза. Вместе с тем, нельзя не отметить возрастание (практически в два раза, в сравнении с указанными данными) количественного показателя духовноценностных позиций личности у студентов старших курсов ОГИИК, и совсем незначительные изменения аналогичных показателей — у старших курсантов. 63 Следовательно, мы можем предполагать, что овладение студентами вуза искусств и культуры творчески-исполнительскими и социогуманитарными специальностями вносит свой позитивный вклад в развитие духовно-ценностной сферы личности. Однако, в целом выявленная тенденция несформированности национально-культурных и патриотических идеалов в личностной духовной сфере студентов говорит о недостаточном осознанно-смысловом и эмоционально прочувствованном освоении обучающимися коренных духовных идеалов и ценностей России отечество, народ, вера, патриотизм и др. Это свидетельствует, видимо, о слабой выраженности гражданских качеств в мировоззренческой позиции будущего специалиста и несформированности его адекватного самоотношения. Исходя из выявленных тенденций, очевидна необходимость не только «усиления» гуманитарно-аксиологической составляющей в практике вузовского обучения специалистов, но и необходимость целенаправленного создания условий системной организации освоения студентами отечественного духовно-культурного наследия. Это важно в целях формирования патриотических мировоззренческих идеалов и убеждений, социально-нравственных принципов и качеств личности у будущих специалистов. Теперь обратимся к ценностным представлениям опрошенных о качествах личности, в которых выявляется высокий уровень МКЛ специалиста. В Таблице 2 (С.64) представлены результаты обработки ответов на вопрос анкеты о качествах личности, в которых воплощается высокий уровень мировоззренческой культуры специалиста (См. Приложение 1, пункт 8). Для этого был использован метод ранжирования студентами и курсантами 20-ти предложенных вариантов суждений. Подсчёт производился в процентах от общего количества ответов. |