Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 101]

ческих идеалов в личностной духовной сфере студентов говорит о недостаточном осознанно-смысловом и эмоционально прочувствованном освоении обучающимися коренных духовных идеалов и ценностей России отечество, народ, вера, патриотизм и др.
Это свидетельствует, видимо, о слабой выраженности гражданских качеств в мировоззренческой позиции будущего специалиста и несформированности его адекватного самоотношения.
Исходя из выявленных тенденций, очевидна необходимость не только «усиления» гуманитарно-аксиологической составляющей в практике вузовского обучения специалистов, но и необходимость целенаправленного создания условий системной организации освоения студентами отечественного духовнокультурного наследия.
Это важно в целях формирования патриотических мировоззренческих идеалов и убеждений, социально-нравственных принципов и качеств личности у будущих специалистов.
Теперь обратимся к ценностным представлениям опрошенных о качествах личности, в которых выявляется высокий уровень
МКС как специалиста.
В таблице 6 представлены результаты обработки ответов на вопрос анкеты о качествах личности, в которых воплощается высокий уровень мировоззренческой культуры специалиста (см.
прил.

3).
Для этого был использован метод ранжирования студентами
20-ти предложенных вариантов суждений.
Подсчёт производился в процентах от общего количества ответов.

Как видно из таблицы 6, высокий уровень мировоззренческой культуры представлен в ответах студентов оптимистическим восприятием окружающего мира и самостоятельностью мышления личности (45,21% и 60,94%), а также ответственностью за свои действия и поступки, активностью самореализации в профессиональной деятельности (45,39% и 51,54%).
Важным, на наш взгляд, является ценностный приоритет, отданный опрошенными вере в собственные духовные и творческие силы (59,49%), активной жизненной позиции человека (43,22%), личным нравственным идеалам (41,23%).
Это выявляет наличие в мировоззренческом сознании
студентов верных мировоззренческих представлений о самостоятельной и активной позиции 101
[стр. 63]

63 Следовательно, мы можем предполагать, что овладение студентами вуза искусств и культуры творчески-исполнительскими и социогуманитарными специальностями вносит свой позитивный вклад в развитие духовно-ценностной сферы личности.
Однако, в целом выявленная тенденция несформированности национально-культурных и патриотических идеалов в личностной духовной сфере студентов говорит о недостаточном осознанно-смысловом и эмоционально прочувствованном освоении обучающимися коренных духовных идеалов и ценностей России отечество, народ, вера, патриотизм и др.
Это свидетельствует, видимо, о слабой выраженности гражданских качеств в мировоззренческой позиции будущего специалиста и несформированности его адекватного самоотношения.
Исходя из выявленных тенденций, очевидна необходимость не только «усиления» гуманитарно-аксиологической составляющей в практике вузовского обучения специалистов, но и необходимость целенаправленного создания условий системной организации освоения студентами отечественного духовно-культурного наследия.
Это важно в целях формирования патриотических мировоззренческих идеалов и убеждений, социально-нравственных принципов и качеств личности у будущих специалистов.
Теперь обратимся к ценностным представлениям опрошенных о качествах личности, в которых выявляется высокий уровень
МКЛ специалиста.
В Таблице 2 (С.64) представлены результаты обработки ответов на вопрос анкеты о качествах личности, в которых воплощается высокий уровень мировоззренческой культуры специалиста (См.
Приложение
1, пункт 8).
Для этого был использован метод ранжирования студентами
и курсантами 20-ти предложенных вариантов суждений.
Подсчёт производился в процентах от общего количества ответов.


[стр.,65]

65 Как видно из Таблицы 2, высокий уровень МКЛ специалиста представлен в ответах студентов оптимистическим восприятием окружающего мира и самостоятельностью мышления личности (45,21% и 60,94%)), а также ответственностью за свои действия и поступки, активностью самореализации в профессиональной деятельности (45,39% и 51,54%).
Важным, на наш взгляд, является ценностный приоритет, отданный опрошенными вере в собственные духовные и творческие силы (59,49%), активной жизненной позиции человека (43,22%), личным нравственным идеалам (41,23%).
Это выявляет наличие в мировоззренческом сознании
будущих специалистов верных мировоззренческих представлений о самостоятельной и активной позиции специалиста в плане построения и организации своей профессиональной и социально-направленной жизнедеятельности в социуме.
Вместе с тем, из данных Таблицы 2, следует, что в характеристиках мировоззренчески-идеального образа специалиста невысоко и даже низко оценены опрошенными духовно-ценностная ориентация личности на традиции и идеалы своего народа.
Она отмечена только у 14,29%, как и стремление к персональному национально-культурному самоопределению и патриотическая направленность специалиста (у 16,09% и у 17,18%, соответственно).
Существенная недооценка и студентами и курсантами этих социокультурных ориентации проявляется в низкой гражданской ответственности личности за происходящее в стране, в недостаточной осмысленности своих действий с морально-этических позиций (у 13,74% и 16,46% от общего числа).
Поскольку низкие оценки отмечаются у большинства обучающихся, независимо от вуза, налицо тенденция несформированности духовных установок и социально-направленных мотивов деятельности в обществе, равно как и их низкой персональной направленности будущих специалистов на формирование у себя социально-активных и нравственных качеств личности в процессе обучения.

[Back]