вание индивидуальной культуры посредством самообразования личности и её мировоззренческого развития (все названные позиции в 2 раза превышают аналогичные выборы студентов КФ РГСУ). Сравнение ответов студентов-очников и заочников вновь позволяет заметить, что обучающиеся на дневном отделении ближе в своих мировоззренческих взглядах и представлениях к студентам УФ ЮФУ в плане приоритета качеств личной активности специалиста в персональном мировоззренческом самоопределении и раскрытия широких творческих способностей личности. Анализ ответов обучающихся-заочников, позволяет предположить, что их представления в плане мировоззренчески важных качеств личности более гибки и основательны, опираются на знание реальных условий и задач деятельности специалиста. Однако, как было показано выше, отмеченные заочниками когнитивные, социально-направленные и духовно-нравственные качества личности отнюдь не входят в сферу их собственных ценностных приоритетов. Значит, сознательное развитие этих качеств у них самих вряд ли будет обеспечено в период вузовской подготовки. По нашей выборке в целом обнаруживается тенденция низкой оценки опрошенными аналитических (13,02 %) и самообразовательных навыков специалиста (15,37 %). Только каждый пятый опрошенный считает важным для мировоззренческого самоопределения личности умение специалиста проектировать и планировать свою деятельность, а каждый третий необходимость развитой личной ответственности за её результаты. В то же время среди показателей высокого уровня мировоззренческой культуры (см. табл. 2) они считают это качество весьма значимым (45,39% опрошенных). Низкие показатели у опрошенных получили личная направленность специалиста на сохранение и возрождение родной культуры (лишь у 13,74 %) и его потребность в персональном мировоззренческом развитии (у 13,56 %). Вместе с тем, как видно из предыдущего анализа научно-методической литературы [97; 111; 138; 144; 172; 178], профессиональная деятельность в социокультурной сфере общества намного шире, содержательнее и разнообразнее 106 |
67 циального и профессионального самоопределения специалиста и его национально-культурной идентификации с современными реалиями бытия. Опрошенным было предложено отобрать шесть наиболее важных, с их точки зрения, личностных и профессиональных качеств специалиста из двадцати позиций, предоставленных для ответа (См. Приложение 1, пункт 6). Как видно из Таблицы 3 (С.68), в первую очередь по нашей выбоке выделены когнитивные качества личности: профессиональная компетентность (70,71%), развитые специальные способности к избранной деятельности (43,58%) и наличие творческих способностей (33,40%). Существенными для мировоззренческого самоопределения специалиста в социуме опрошенными отмечаются организаторские способности личности (34,75%), её целеустремлённость и волевая собранность (32,91%), потребность неутомимо трудиться (36,35%) в достижении поставленных задач. Вместе с этим, студенты гуманитарных вузов подчёркивают значимость развитой эмоциональной сферы специалиста, умеющего как «зажечь» и увлечь своих коллег и воспитанников личной эмоциональной активностью и энергичностью (в 2 раза выше, чем у курсантов), так и способного установить эмоционально стабильные отношения в коллективе, проявляя при этом настойчивость в работе и требовательность к себе и другим (на 10% превышает аналогичный выбор курсантов). В то же время, будущие военные инженеры считают необходимым развитие у специалиста аналитических способностей, умений проектировать и планировать свою деятельность. По их мнению, специалисту важно формирование индивидуальной культуры посредством самообразования личности и её мировоззренческого развития (все названные позициии в 2 раза превышают аналогичные выборы студентов). 69 Сравнение ответов студентов-очников и заочников вновь позволяет заметить, что обучающиеся на дневном отделении ближе в своих мировоззренческих взглядах и представлениях курсантам в плане приоритета качеств личной активности специалиста в персональном мировоззренческом самоопределении и раскрытия широких творческих способностей личности. Анализ ответов обучающихся-заочников, позволяет предположить, что их представления в плане мировоззренчески-важных качеств личности более гибки и основательны, опираются на знание реальных условий и задач деятельности специалиста. Однако, как было показано выше, отмеченные заочниками когнитивные, социально-направленные и духовно-нравственные качества личности отнюдь не входят в сферу их собственных ценностных приоритетов. Значит, сознательное развитие этих качеств у них самих навряд ли будет обеспечено в период вузовской подготовки. По нашей выборке в целом обнаруживается тенденция низкой оценки опрошенными аналитических (13,02%) и самообразовательных навыков специалиста (15,37%). Только каждый пятый опрошенный считает важным для мировоззренческого самоопределения личности умение специалиста проектировать и планировать свою деятельность, а каждый третий — необходимость развитой личной ответственности за её результаты. В то же время среди показателей высокого уровня мировоззренческой культуры (см.Таблицу 2) они считают это качество весьма значимым (45,39% опрошенных). Низкие показатели у опрошенных получили личная направленность специалиста на сохранение и возрождение родной культуры (лишь у 13,74%) и его потребность в персональном мировоззренческом развитии (у 13,56%). Вместе с тем, как видно из предыдущего анализа научно-методической литературы (95, 110, 139, 143, 173, 177), профессиональная деятельность в социокультурной сфере общества намного шире, содержательнее и разнообразнее в плане предъявляемых к специалисту личностно-профессиональных требований. При этом весьма значимыми для успешного мировоззренческого |