в плане предъявляемых к специалисту личностно-профессиональных требований. При этом весьма значимыми для успешного мировоззренческого самоопределения личности выступают умения специалиста анализировать и поэтапно планировать целостное содержание своей профессиональной деятельности, проектировать реальные возможности её осуществления и предвидеть результаты. Важным личностным качеством является и потребность в самообразовании, которая выступает источником постоянного духовного и профессионально-личностного самосовершенствования специалиста [143; 147; 189; 198]. Однако, исходя из анализа эмпирических данных по нашей выборке, обнаруживается тенденция к явной недооценке именно студентамигуманитариями мировоззренчески-значимых характеристик мышления и деятельности специалиста, его духовно-нравственных качеств и патриотических ценностных ориентаций. Это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточном их развитии у обучающихся в период вузовской подготовки, а, с другой подтверждает факт неосознанности студентами многообразных задач и функций социокультурной деятельности, обусловленных общественными и профессиональными требованиями прежде всего к личности специалиста гуманитарной сферы, организующего свой труд адекватно этим требованиям. Следовательно, в процессе вузовского обучения требуются специальные акмеолого-развивающие условия, способствующие ценностно-осмысленному осознанию студентами качеств личности, необходимых специалисту гуманитарного профиля в плане успешного мировоззренческого самоопределения в современном социуме, и обеспечивающие выработку личной направленности обучающихся на системное развитие и саморазвитие этих качеств. Таким образом, в итоге нашего анализа данных констатирующего эксперимента относительно мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций личности видно, что объективными факторами, обусловливающими иерархическую структуру ценностных приоритетов личности, являются: возраст и пол опрошенных, семейное положение специалиста. На основании зафиксированных различий в ценностном выборе студентов очной и заочной формы ву107 |
69 Сравнение ответов студентов-очников и заочников вновь позволяет заметить, что обучающиеся на дневном отделении ближе в своих мировоззренческих взглядах и представлениях курсантам в плане приоритета качеств личной активности специалиста в персональном мировоззренческом самоопределении и раскрытия широких творческих способностей личности. Анализ ответов обучающихся-заочников, позволяет предположить, что их представления в плане мировоззренчески-важных качеств личности более гибки и основательны, опираются на знание реальных условий и задач деятельности специалиста. Однако, как было показано выше, отмеченные заочниками когнитивные, социально-направленные и духовно-нравственные качества личности отнюдь не входят в сферу их собственных ценностных приоритетов. Значит, сознательное развитие этих качеств у них самих навряд ли будет обеспечено в период вузовской подготовки. По нашей выборке в целом обнаруживается тенденция низкой оценки опрошенными аналитических (13,02%) и самообразовательных навыков специалиста (15,37%). Только каждый пятый опрошенный считает важным для мировоззренческого самоопределения личности умение специалиста проектировать и планировать свою деятельность, а каждый третий — необходимость развитой личной ответственности за её результаты. В то же время среди показателей высокого уровня мировоззренческой культуры (см.Таблицу 2) они считают это качество весьма значимым (45,39% опрошенных). Низкие показатели у опрошенных получили личная направленность специалиста на сохранение и возрождение родной культуры (лишь у 13,74%) и его потребность в персональном мировоззренческом развитии (у 13,56%). Вместе с тем, как видно из предыдущего анализа научно-методической литературы (95, 110, 139, 143, 173, 177), профессиональная деятельность в социокультурной сфере общества намного шире, содержательнее и разнообразнее в плане предъявляемых к специалисту личностно-профессиональных требований. При этом весьма значимыми для успешного мировоззренческого 70 самоопределения личности выступают умения специалиста анализировать и поэтапно планировать целостное содержание своей профессиональной деятельности, проектировать реальные возможности её осуществления и предвидеть результаты. Важным личностным качеством является и потребность в самообразовании, которая выступает источником постоянного духовного и профессионально-личностного самосовершенствования специалиста (113, 142,146,166, 188,200). Однако, исходя из анализа эмпирических данных по нашей выборке, обнаруживается тенденция к явной недооценке именно студентами-гуманитариями мировоззренчески-значимых характеристик мышления и деятельности специалиста, его духовно-нравственных качеств и патриотических ценностных ориентации. Это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточном их развитии у обучающихся в период вузовской подготовки, а, с другой — подтверждает факт неосознанности студентами многообразных задач и функций социокультурной деятельности, обусловленных общественными и профессиональными требованиями прежде всего к личности специалиста гуманитарной сферы, организующего свой труд адекватно этим требованиям. Следовательно, в процессе вузовского обучения требуются специальные акмеолого-развивающие условия, способствующие ценностно-осмысленному осознанию студентами качеств личности, необходимых специалисту гуманитарного профиля в плане успешного мировоззренческого самоопределения в современном социуме, и обеспечиваюище выработку личной направленности обучающихся на системное развитие и саморазвитие этих качеств. Таким образом, в итоге нашего анализа данных фонового эксперимента относительно мировоззренческих представлений и ценностных ориентации личности видно, что объективными факторами, обусловливающими иерархическую структуру ценностных приоритетов личности, являются: возраст и пол опрошенных, семейное положение специалиста. На основании зафиксированных различий в ценностном выборе студентов очной и заочной формы |