Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 110]

дартный подход к осуществлению функциональных задач.
Свой личностный духовный
запас данные студенты черпают и пополняют посредством приобретения широкого спектра знаний по предметам, среди которых особо выделяют исторические и культурологические дисциплины.
Единодушно отмечается их вклад в развитие мышления, формирования ведущих мировоззренческих представлений и убеждений личности.
Из анализа эмпирических данных видно, что, в условиях единого профессионального выбора студентами деятельности в социокультурной сфере и их желания работать в ней, личностные мотивы профессиональной деятельности весьма различаются у представителей выявленных нами групп.
Для нас представляет наибольший интерес анализ системности соотношения мотивов профессиональной деятельности специалиста, его позиций в понимании современной социокультурной ситуации и личностных ценностных
ориентаций, отмечаемое в третьей группе опрошенных.
Именно в таком сочетании мотивационно-ценностных и творческих параметров личности мы усматриваем основы для становления
МКС в период их подготовки в вузе.
В целостной стратегии становления
мировоззренческой культуры специалиста ценностный выбор деятельности в социокультурной сфере объективно является системообразующим звеном, широкие социальные и творческие мотивы выбора своей профессии смыслообразующим стержнем, а ценностные ориентации личности на духовно-нравственные и национально-культурные ценности России духовной основой процесса.
Однако, исходя из данных нашего констатирующего эксперимента, можно предположить, что обучение студентов в вузе не всегда содержит в себе условия для становления духовно-ценностных убеждений, социальнонаправленных и творчески-активных позиций личности и, следовательно,
выступает адекватным в отношении задач системного мировоззренческого развития и саморазвития будущих специалистов.
В то же время, из теоретического анализа известно, что процесс формирования
мировоззренческой культуры наиболее активно протекает в период 110
[стр. 73]

73 исследовать образцы региональной и местной народной культуры.
В учебной деятельности для таких студентов важно расширение опыта методики предстоящей профессиональной деятельности, неотъемлемой чертой которой они считают творческий, нестандартный подход к осуществлению функциональных задач.
Свой личностный духовный
«багаж» данные студенты черпают и пополняют посредством приобретения широкого спектра знаний по предметам, среди которых особо выделяют исторические и культурологические дисциплины.
Единодушно отмечается их вклад в развитие мышления, формирования ведущих мировоззренческих представлений и убеждений личности.
Из анализа эмпирических данных видно, что, в условиях единого профессионального выбора студентами деятельности в социокультурной сфере и их желания работать в ней, личностные мотивы профессиональной деятельности весьма различаются у представителей выявленных нами групп.
Для нас представляет наибольший интерес анализ системности соотношения мотивов профессиональной деятельности специалиста, его позиций в понимании современной социокультурной ситуации и личностных ценностных
ориентации, отмечаемое в третьей группе опрошенных.
Именно в таком сочетании мотивационно-ценностных и творческих параметров личности мы усматриваем основы для становления
МКЛ в период подготовки специалиста в вузе.
В целостной стратегии становления
МКЛ специалиста ценностный выбор деятельности в социокультурной сфере объективно является системообразующим звеном, широкие социальные и творческие мотивы выбора своей профессии смыслообразующим стержнем, а ценностные ориентации личности на духовно-нравственные и национально-культурные ценности России духовной основой процесса.
Однако, исходя из данных нашего констатирующего эксперимента, можно предположить, что обучение студентов в вузе не всегда содержит в себе условия для становления духовно-ценностных убеждений, социальнонаправленных и творчески-активных позиций личности и, следовательно,


[стр.,74]

74 выступает адекватным в отношении задач системного мировоззренческого развития и саморазвития будущих специалистов.
В то же время, из теоретического анализа известно, что процесс формирования
МКЛ наиболее активно протекает в период юности, во время получения личностью высшего профессионального образования (83, 86, 118, 133).
При этом, как доказано в психолого-педагогической литературе (36, 112, 119, 121, 164), ведущим условием становления мировоззренческой культуры личности в процессе профессионального обучения является системная и заинтересованная включённость студентов в познавательную деятельность.
На основе духовной и деятельной активности у личности формируются социально направленные установки и духовные потребности, ведущие мотивы деятельности и ценностные ориентации.
Всё это, в итоге, образует персональную мировоззренческую направленность, которая как раз и «управляет» процессами социального и профессионального самоопределения личности в условиях вузовской учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирует духовно-нравственное развитие будущих специалистов, В целях уточнения содержания мировоззренческой направленности обучающихся в вузе, в нашей диагностической методике был заложен блок вопросов о ведущих мотивах учебной деятельности студентов.
Обучающимся-очникам и заочникам было предложено ответить на вопрос: «Что в учебной деятельности важно лично для Вас?» методом самооценки по 9-ти балльной шкале предоставленных суждений-ответов (См.
Приложение 1, пункт 1).
Результаты обработки данных представлены в Таблице 4 (С.75).
Как видно из Таблицы 4, доминирующими в мировоззренческой направленности личности в период учёбы в вузе являются когнитивные и профессионально-направленные мотивы приобретение знаний (у 59,34% опрошенных), подготовка к предстоящей профессиональной деятельности (у 51,15%) и стремление стать специалистом-профессионалом в социокультурной сфере общества (у 51,80%).

[Back]