юности, во время получения личностью высшего профессионального образования [83; 85; 117; 133]. При этом, как доказано в психолого-педагогической литературе [34; 105; 118; 120; 164], ведущим условием становления мировоззренческой культуры личности в процессе профессионального обучения является системная и заинтересованная включённость студентов в познавательную деятельность. На основе духовной и деятельной активности у личности формируются социально направленные установки и духовные потребности, ведущие мотивы деятельности и ценностные ориентации. Всё это, в итоге, образует персональную мировоззренческую направленность, которая как раз и «управляет» процессами социального и профессионального самоопределения личности в условиях вузовской учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирует духовно-нравственное развитие будущих специалистов. В целях уточнения содержания мировоззренческой направленности обучающихся в вузе, в нашей диагностической методике был заложен блок вопросов о ведущих мотивах учебной деятельности студентов. Обучающимся было предложено ответить на вопрос: «Что в учебной деятельности важно лично для Вас?» методом самооценки по 9-ти балльной шкале предоставленных суждений-ответов (см. прил. 3). Результаты обработки данных представлены в таблице 8. Как видно из таблицы 8, доминирующими в мировоззренческой направленности личности в период учёбы в вузе являются когнитивные и профессионально-направленные мотивы приобретение знаний (у 59,34% опрошенных), подготовка к предстоящей профессиональной деятельности (у 51,15%) и стремление стать специалистом-профессионалом в социокультурной сфере общества (у 51,80%). Данные мотивы, следовательно, выступают весьма ценными в плане личностно-мировоззренческого развития в условиях вузовского обучения специалиста. Они являются внутренними мотивами познавательно-профессиональной деятельности студентов, отражают теоретическую и практикоориентированпую направленность личности на освоение предстоящей професIll |
74 выступает адекватным в отношении задач системного мировоззренческого развития и саморазвития будущих специалистов. В то же время, из теоретического анализа известно, что процесс формирования МКЛ наиболее активно протекает в период юности, во время получения личностью высшего профессионального образования (83, 86, 118, 133). При этом, как доказано в психолого-педагогической литературе (36, 112, 119, 121, 164), ведущим условием становления мировоззренческой культуры личности в процессе профессионального обучения является системная и заинтересованная включённость студентов в познавательную деятельность. На основе духовной и деятельной активности у личности формируются социально направленные установки и духовные потребности, ведущие мотивы деятельности и ценностные ориентации. Всё это, в итоге, образует персональную мировоззренческую направленность, которая как раз и «управляет» процессами социального и профессионального самоопределения личности в условиях вузовской учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирует духовно-нравственное развитие будущих специалистов, В целях уточнения содержания мировоззренческой направленности обучающихся в вузе, в нашей диагностической методике был заложен блок вопросов о ведущих мотивах учебной деятельности студентов. Обучающимся-очникам и заочникам было предложено ответить на вопрос: «Что в учебной деятельности важно лично для Вас?» методом самооценки по 9-ти балльной шкале предоставленных суждений-ответов (См. Приложение 1, пункт 1). Результаты обработки данных представлены в Таблице 4 (С.75). Как видно из Таблицы 4, доминирующими в мировоззренческой направленности личности в период учёбы в вузе являются когнитивные и профессионально-направленные мотивы приобретение знаний (у 59,34% опрошенных), подготовка к предстоящей профессиональной деятельности (у 51,15%) и стремление стать специалистом-профессионалом в социокультурной сфере общества (у 51,80%). 75 Данные мотивы, следовательно, выступают весьма ценными в плане личностно-мировоззренческого развития в условиях вузовского обучения специалиста. Они являются внутренними мотивами познавательнопрофессиональной деятельности студентов, отражают теоретическую и практико-ориентированную направленность личности на освоение предстоящей профессиональной деятельности, выявляют потребность обучающихся в персональном самоопределении и обретении адекватных представлений о себе. Таблица 4. Содержание мировоззренческой направленности личности в самооценке студентов ОГИИК (в абс. числах и процентах) Содержание мотивов обучения в вузе Приобретение новых знаний Получение высшего образования Подготовка к профессиональной деятельности в социокультурной сфере Стремление стать специалистом-профессионалом социокультурной сферы Общение с педагогами, с товарищами по учебной группе Самоопределение и поиск своего «я» Творческое самовыражение личности Концертно-исполнительская практика Успехи в учёбе, как показатель личного престижа в обучении Хорошие оценки, как показатель качества полученных знаний Интерес к научно-исследовательской работе Активное участие во внеучебной деятельности (экскурсии, экспедиции, конференции) По выборке ОГИИК в целом 305 чел. Абс. 181 179 156 158 144 147 119 162 85 70 59 56 % 59,34 58,69 51,15 51,80 45,71 48,20 39,02 53,11 27,87 22,95 19,34 18,36 Студентыочники 120 чел. Абс. 82 70 65 60 58 54 50 74 37 39 24 30 % 68,33 58,33 54,17 50,00 48,33 45,00 41,67 61,66 30,83 32,50 20,00 25,00 Студентызаочники 185 чел. Абс. 99 109 91 98 86 93 69 88 48 31 35 26 % 53,51 58,92 49,20 52,97 46,49 50,27 37,30 47,57 25,95 16,76 18,92 14,05 Вместе с тем, по нашим данным, налицо противоречие — низкая включённость студентов в формы учебной и внеучебной познавательной деятельности, обеспечивающей выработку и закрепление у будущих специалистов убеждений и принципов мировоззренческой позиции личности, опыта социально-направленных отношений и действий в профессиональных условиях — |