Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 116]

социально-направленного мироосмысления обучающихся.
В-четвёртых, осознанность студентами профессионально-деятельностных задач по изучению и сбережению народной
культуры, выявляющая системность миропонимания.
Наконец, в-пятых, готовность к осуществлению этих задач в социуме, а также творческому преломлению знаний и умений по русскому народному искусству в персональной практике деятельности и общения, что свидетельствует о сформированной
гибкости миропреобразования у будущих специалистов гуманитарного профиля.
В результате анализа полученных данных удалось выявить, что наиболее целостно, в качестве первоосновы отечественной национальной
культуры, воспринимают русское народное творчество 38,46 % опрошенных.
Эти же студенты видят в произведениях
национального фольклора олицетворение души и характера русского человека, традиционные духовные установки народной этики.
В то же время для 53,08 % опрошенных фольклор выступает лишь как частица прошлого, обладающая этнографической ценностью,
а для десятой части и вовсе —отжившим свой век искусством, являющимся экспонатом музея или архива.
Глубокое духовно-эмоциональное освоение личностью ценностей родной культуры связано с развитием у студентов чувства сопричастности и сопереживания высоким образам, духовным символам и традициям отечества, жизненным судьбам его истинных подвижников.
Среди наших опрошенных только 32,31 % высказались за наличие у себя таких чувств, а 56,92 % отметили свою эмоциональную удовлетворённость лишь от проявляемой заинтересованности в познании
традиций и культуры русского народа.
Для остальных же 10,77 % характерен низкий уровень эмоционально-духовного освоения
культурного наследия России, поскольку позитивным стимулом для этих студентов является необходимость иметь хорошую оценку по предмету.
Личностные смыслы постижения народной духовной культуры выявили различные нравственные основания индивидуальных жизненных устремлений будущих специалистов.
Так, только 26,15 % опрошенных видят в изучении
ду116
[стр. 79]

79 При оценке проявлений уровня личностно-мировоззренческого освоения студентами русского народно-музыкального творчества мы исходили из теоретически выделенных показателей персональной мировоззренческой культуры, позволяющих зафиксировать её реальную представленность в познавательно-профессиональной практике личности.
Нами учитывались, во-первых, целостность восприятия студентами традиций народного творчества в составе национальной культуры России, как показатель целостного мировосприятия личности.
Во-вторых, — глубина эмоционально-личностного постижения и сопереживания российским духовно-культурным ценностям, как показатель мироощущения у студентов.
Втретьих, — социально-нравственное осмысление студентами национальнокультурных традиций в их значении для формирования духовного облика современных граждан в условиях образования и самообразования личности, как показатель социально-направленного мироосмысления обучающихся.
Вчетвёртых, — осознанность студентами профессионально-деятельностных задач по изучению и сбережению народной
музыкальной культуры, выявляющая системность миропонимания.
Наконец, в-пятых, — готовность к осуществлению этих задач в социуме, а также творческому преломлению знаний и умений по русскому народно-музыкальному искусству в персональной практике деятельности и общения, что свидетельствует о сформированной
гибкого миропреобразования у будущих специалистов.
В результате анализа полученных данных удалось выявить, что наиболее целостно, в качестве первоосновы отечественной национальной
музыкальной культуры, воспринимают русское народное музыкальное творчество 38,46 % опрощенных.
Эти же студенты видят в произведениях
фольклора олицетворение души и характера русского человека, традиционные духовные установки народной этики.
В то же время для 53,08 % опрошенных фольклор выступает лишь как частица прошлого, обладающая этнографической ценно


[стр.,80]

80 стью, а для десятой части и вовсе — отжившим свой век искусством, являющимся экспонатом музея или архива.
Глубокое духовно-эмоциональное освоение личностью ценностей родной культуры связано с развитием у студентов чувства сопричастности и сопереживания высоким образам, духовным символам и традициям отечества, жизненным судьбам его истинных подвижников.
Среди наших опрошенных только 32,31% высказались за наличие у себя таких чувств, а 56,92% отметили свою эмоциональную удовлетворённость лишь от проявляемой заинтересованности в познании
музыкальной культуры русского народа.
Для остальных же 10,77% характерен низкий уровень эмоционально-духовного освоения
песенной культуры России, поскольку позитивным стимулом для этих студентов является необходимость иметь хорошую оценку по предмету.
Личностные смыслы постижения народной духовной культуры выявили различные нравственные основания индивидуальных жизненных устремлений будущих специалистов.
Так, только 26,15 % опрошенных видят в изучении
духовного наследия своего народа проявление нравственной зрелости гражданина современной России и свой личный нравственный долг.
43,85 % осмысливают фольклор как духовную ценность общества, однако личностный смысл его изучения связывают только с формированием у себя профессиональной компетентности.
Для 30 % студентов личностный смысл обращения к отечественным культурным ценностям сворачивается в ещё более узкие рамки — необходимость осуществления профессиональной карьеры.
Уровень понимания будущим специалистом глубинных основ и особых свойств национальной культуры России выявляет прочность и осознанность приобретённых им знаний.
А это, в свою очередь, составляет фундамент целостной деятельности специалиста СКС, его умений и готовности применить знания по русскому народно-музыкальному творчеству в процессе осуществления профессиональных функций.
Выяснилось, что 46,15% студентов не только видят в результате своих занятий по фольклору реальные возможно

[Back]