ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 12 1.1. Становление педагогической категории «мировоззренческая культура личности». Термин «культура» находит свое отражение в европейской историкофилософской литературе со второй половины XVIII века в качестве понятия, которым характеризуются особенности людского, культурного бытия, в противоположность природному, стихийному бытию. Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке» его способностей, разума и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической деятельности людей [76, С. 13-14]. В современном образовательном пространстве культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений и их содержательных уровней. Среди таких уровней, в частности, выделяются: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определенный уровень исторического развития данного общества и человека; культура как уровень овладения человеком той или иной областью знаний или деятельности; культура как формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования; культура как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования [186]. Следует отметить, что в свете различных подходов к пониманию сущности культуры как прогрессивному развитию социума и личности, выделяются разные основания и источники культурного прогресса. Так, еще в середине 70-х годов прошлого столетия, представители формационного подхода (А.И.Арнольдов , В.М.Межуев и др.), обосновывая социально-экономические и общественно-исторические закономерности в качестве детерминант личностного и общественного культурного развития, важнейшим его фактором опреде |
14 ГЛАВА 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГР1ЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В данной главе на основе сравнительного анализа социально-философской и психолого-педагогической литературы характеризуются сущность понятия и психологическая структура мировоззренческой культуры личности. Далее делается попытка выявить факторы и социально-психологические механизмы, организационно-педагогические, социально-педагогические и дидактические условия, которые определяют собой процесс становления персональной мировоззренческой культуры в системе профессионального образования будущих специалистов гуманитарного профиля. 1.1. Сущность мировоззренческой культуры личности в социальнофилософской и психолого-педагогической литературе В параграфе уточняется понятие мировоззренческой культуры личности (далее — МКЛ), учитывая его аксиологическое видение в философском, этическом, социологическом, культурологическом и психолого-педагогическом знании. Затем на этой основе выделяются педагогические условия мировоззренческого развития личности в процессе профессионального обучения в вузе. Исходя из первой, теоретической, задачи нашего исследования, прежде всего рассмотрим сущность культуры в свете основных подходов гуманитарного знания к анализу данного понятия и гуманитарного видения феномена культуры. Термин «культура» употребляется в европейской историкофилософской литературе со второй половины 18 века «века Просвещения» в качестве понятия, которым «схватываются» особенности людского, культурного бытия, в противоположность природному, стихийному бытию. Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке» — его способностей, разума и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической деятельности людей (76.-С.13-14). 15 На сегодняшний день культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений и их содержательных уровней. Среди таких уровней, в частности, выделяются: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культура как сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; культура как уровень овладения человеком той или иной областью знаний или деятельности; культура как формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования; культура как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования (185.-С. 151). При этом, в свете различных подходов к пониманию сущности культуры как прогрессивному развитию общества и личности, выделяются разные основания и источники культурного прогресса. Так, представители формационного подхода (В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, М.С. Каган и др.), обосновывая социально-экономические и общественно-исторические закономерности в качестве детерминант личностного и общественного культурного развития, важнейшим его фактором определяют социокультурную деятельность людей. В её условиях как раз и формируется материалистический взгляд человека на мир, складывается отношение личности к историко-культурным ценностям и идеалам общества как ведущим персональным мировоззренческим ориентирам. В результате происходит воспроизводство «общественного» человека — полноправного участника социально-экономических процессов и творца продуктов и способов деятельности, обеспечивающих культурный прогресс общества. При этом в процессах передачи и трансляции приобретённых знаний и практического опыта — «деятельности распредмечивания и общения» (М.С. Каган) осуществляется социокультурное совершенст |