формировании ценностно-осмысленного содержания мировоззренческого сознания и самосознания личности, как основы социально-нравственной направленности поведения и творчески-активной деятельности специалиста в социокультурной сфере общества. Дифференцированный анализ данных по выборке студентов выявил различия в содержании мировоззренческой направленности и проявлениях жизненной позиции у опрошенных разных вузов. Так, студенты УФ ЮФУ более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для проявления индивидуально-активной позиции специалиста, нежели студенты гуманитарного профиля. Сравнительный анализ данных, полученных среди студентов, обнаружил более высокую направленность обучающихся-очников на персональное мировоззренческое и национально-культурное самоопределение, раскрытие широких творческих возможностей личности в процессе овладения специальностью в вузе, в то время как у заочников, уже работающих специалистов, наблюдается снижение мировоззренческих проявлений индивидуальной активности и творческой инициативы личности в условиях практики в социокультурной сфере. Следовательно, в процессе организации вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля требуются особые социально-педагогические условия. Они должны обеспечить, во-первых, поддержку мировоззренческой направленности студентов на творческое самоутверждение личности в избранной профессиональной сфере и, во-вторых, дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения. Одновременно с этим, очевидна необходимость создания акмеолого-развивающих условий, стимулирующих процессы индивидуально-активного мировоззренческого развития и саморазвития личности в период овладения вузовской специальностью. Требуется стимулирование самостоятельности будущих специалистов в выработке и отстаивании личных ценностных убеждений, нравственных принципов и позиций пер120 |
61 сиональной сферы, занимающей по нашей выборке устойчивую четвёртую позицию в ценностных приоритетах обучающихся. Мы рассматриваем это и как подтверждение желания работать по профессии у будущих специалистов, и как свидетельство осознанности ими серьёзной роли профессиональной деятельности в своей жизни. Однако, у будущих военных инженеров личная потребность в своей профессиональной деятельности выше, занимая 2-е место в их ранговом выборе, чем у будущих специалистов СКС (соответственно 5-е место). Разнится и ценностный выбор активной жизненной позиции и самоутверждения личности: 4-е место у курсантов и 8-е место — у студентов ОГТШК. Следовательно, налицо тенденция, что курсанты военного вуза более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для этого, нежели студенты — будущие специалисты СКС. Вместе с тем, из данных студентов ОГИИК следует, что к старшим курсам у них возрастает персональная направленность на успешную профессиональную карьеру (на 13%) и достижение высокого социального статуса (на 10%), личная ответственность за свои успехи и достижения (на 16%). Однако, сопоставление ответов у обучающихся на очном и заочном отделениях свидетельствует о более низкой оценке заочниками данных позиций по сравнению со студентами-очниками. Очевидно, что студенты заочного отделения, трудящиеся в условиях СКС, более реалистично воспринимают и оценивают свою профессиональную деятельность. Но не значит ли снижение их оценки значимых профессионально-деятельностных параметров об угасании индивидуальной активности и инициативы специалиста в условиях практики в социокультурной сфере? Обнаруженная тенденция свидетельствует о необходимости создания специальных социально-педагогических условий в процессе организации 83 Однако, анализ ценностно-смысловых установок и ориентации опрошенных не позволяет констатировать их собственную персональную направленность на формирование мировоззренчески важных позиций культурного становления личности в условиях вузовской подготовки. Личные ценностные приоритеты, по нашей выборке, представляют витальные, экзистенциальные и утилитарно-прагматические ценности здоровье, семья, любовь, материальный достаток и жизненный комфорт, а также профессионально-значимая ценность — желание работать в избранной профессиональной сфере, в то время как ценности личной ответственности и духовно-нравственные идеалы входят у опрошенных лишь в периферию мировоззренческого ценностного ядра личности. При этом обнаружилась и низкая персональная направленность студентов, независимо от вуза, на мировоззренческое саморазвитие личности, на формирование у себя аналитических и проектировочных навыков, умений самообразования. Данные качества оказались слабо выражены и в деятельностно-поведенческой сфере опрошенных, хотя и были названы ими в числе необходимых для мировоззренческого самоопределения специалиста. Исходя из этого, очевидна необходимость создания специальных условий в процессе вузовского профессионального обучения, обеспечиваюш;их системное мировоззренческое развитие будущих специалистов за счёт единства в формировании ценностно-осмысленного содержания мировоззренческого сознания и самосознания личности, как основы социальнонравственной направленности поведения и творчески-активной деятельности специалиста в социокультурной сфере общества. Дифференцированный анализ данных по выборке студентов ОГРШК, ОГУ и курсантов ФАПСИ выявил различия в содержании мировоззренческой направленности и проявлениях жизненной позиции у опрошенных разных вузов. Так, курсанты более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоут 84 верждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для проявления индивидуально-активной позиции специалиста, нежели студенты будущие специалисты СКС. Сравнительный анализ данных, полученных среди студентов, обнаружил более высокую направленность обучающихся-очников на персональное мировоззренческое и национально-культурное самоопределение, раскрытие щироких творческих возможностей личности в процессе овладения специальностью в вузе, в то время как у заочников, уже работающих специалистов, наблюдается снижение мировоззренческих проявлений индивидуальной активности и творческой инициативы личности в условиях практики в СКС. Следовательно, в процессе организации вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля требуются особые социально-педагогические условия. Они должны обеспечить, во-первых, поддержку мировоззренческой направленности студентов на творческое самоутверждение личности в избранной профессиональной сфере и, во-вторых, дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения. Одновременно с этим, очевидна необходимость создания акмеолого-развивающих условий, стимулирующих процессы индивидуально-активного мировоззренческого развития и саморазвития личности в период овладения вузовской специальностью. Требуется стимулирование самостоятельности будущих специалистов в выработке и отстаивании личных ценностных убеждений, нравственных принципов и позиций персональной мировоззренческой культуры. Сравнение эмпирических данных также позволило зафиксировать позитивную динамику, которая наблюдается у студентов от младщих к старшим курсам ОГИИК и выявляет рост духовно-ценностных и социальноответственных позиций в МКЛ. Данная тенденция свидетельствует о существенном вкладе в развитие персональной духовно-мировоззренческой сферы базовых и специальных культурно-аксиологических и социогуманитарных знаний, приобретаемых будущими специалистами в условиях учебно-позна |