сональной мировоззренческой культуры. Сравнение эмпирических данных также позволило зафиксировать позитивную динамику, которая наблюдается у студентов от младших к старшим курсам и выявляет рост духовно-ценностных и социально-ответственных позиций в МКС. Данная тенденция свидетельствует о существенном вкладе в развитие персональной духовно-мировоззренческой сферы базовых и специальных культурно-аксиологических и социогуманитарных знаний, приобретаемых будущими специалистами в условиях учебно-познавательной деятельности. Это подтверждается и высокой оценкой студентами влияния, оказанного изучением общегуманитарных и профилирующих вузовских спецдисциплин как на профессиональное, так и в общекультурное становление их личности в вузе. Однако нами зафиксирована весьма низкая индивидуальнозаинтересованная включённость обучающихся в формы учебной и внеучебной, равно как и самостоятельной познавательно-профессиональной деятельности (поисково-экспедиционной, научно-исследовательской, лекторско-просветительской и др.) в условиях вузовского обучения. В связи с этим объективно возникает необходимость проектирования и реализации вузовским преподавателем комплекса мировоззренчески развивающих образовательных технологий в процессе изучения студентами профилирующих курсов и дисциплин. Данные технологии призваны стимулировать активность персональной позиции обучающихся в отношении системного мировоззренческого саморазвития личности на основе ценностно-осмысленного усвоения знаний, выработки мировоззренческих убеждений и принципов, органичного вкрапления их будущими специалистами в социально направленную и творчески активную профессиональную деятельность. 3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы. Итоги опытно-экспериментальной работы с будущими специалистами гуманитарного профиля в ходе изучения учебной дисциплины «Культуроло121 |
84 верждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для проявления индивидуально-активной позиции специалиста, нежели студенты будущие специалисты СКС. Сравнительный анализ данных, полученных среди студентов, обнаружил более высокую направленность обучающихся-очников на персональное мировоззренческое и национально-культурное самоопределение, раскрытие щироких творческих возможностей личности в процессе овладения специальностью в вузе, в то время как у заочников, уже работающих специалистов, наблюдается снижение мировоззренческих проявлений индивидуальной активности и творческой инициативы личности в условиях практики в СКС. Следовательно, в процессе организации вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля требуются особые социально-педагогические условия. Они должны обеспечить, во-первых, поддержку мировоззренческой направленности студентов на творческое самоутверждение личности в избранной профессиональной сфере и, во-вторых, дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения. Одновременно с этим, очевидна необходимость создания акмеолого-развивающих условий, стимулирующих процессы индивидуально-активного мировоззренческого развития и саморазвития личности в период овладения вузовской специальностью. Требуется стимулирование самостоятельности будущих специалистов в выработке и отстаивании личных ценностных убеждений, нравственных принципов и позиций персональной мировоззренческой культуры. Сравнение эмпирических данных также позволило зафиксировать позитивную динамику, которая наблюдается у студентов от младщих к старшим курсам ОГИИК и выявляет рост духовно-ценностных и социальноответственных позиций в МКЛ. Данная тенденция свидетельствует о существенном вкладе в развитие персональной духовно-мировоззренческой сферы базовых и специальных культурно-аксиологических и социогуманитарных знаний, приобретаемых будущими специалистами в условиях учебно-позна 85 вательной деятельности. Это подтверждается и высокой оценкой студентами влияния, оказанного изучением общегуманитарных и профилирующих вузовских спецдисциплин как на профессиональное, так и в общекультурное становление их личности в вузе. Однако, нами зафиксирована весьма низкая индивидуально-заинтересованная включённость обучающихся в формы учебной и внеучебной, равно как и самостоятельной познавательно-профессиональной деятельности (поисково-экспедиционной, научно-исследовательской, лекторско-просветительской и др.) в условиях вузовского обучения. В связи с этим объективно возникает необходимость проектирования и реализации вузовским преподавателем комплекса мировоззренчески развивающих образовательных технологий в процессе изучения студентами профилирующих курсов и дисциплин. Данные технологии призваны стимулировать активность персональной позиции обучающихся в отношении системного мировоззренческого саморазвития личности на основе ценностно-осмысленного усвоения знаний, выработки мировоззренческих убеждений и принципов, органичного «встраивания» их будущими специалистами в социально направленную и творчески активную профессиональную деятельность. Выводы по Главе 1 Проведённый теоретический анализ феноменов культуры и мировоззрения в философско-этическом, социологическом, культурологическом и психолого-педагогическом знании показал следующее. Мировоззренческая культура является фундаментальной, универсальной и целостной характеристикой личности. Фундаментальность МКЛ выявляется в высокой степени обобщённости, которую содержат мировоззренческие ориентиры гносеологические, ценностно-смысловые, социально-нравственные и др. в жизнедеятельности личности. Они обобщают видение окру |