124 ных и материальных ценностей родной Н 28 50,91 5 9,09 культуры Как видно из таблицы 10, в процессе учебно-познавательной деятельности по освоению студентами содержания гуманитарного курса, целостно спроектированной преподавателем на базе входной диагностики мировоззренческой культуры и структурированной в связи с целями, задачами и дидактическими средствами отобранного инварианта обучения, у более чем 60 % участников экспериментальных групп произошло целостное развитие МКС с позиций творческой включённости их в персональное мировоззренческое саморазвитие. Далее рассмотрим педагогические условия, способствовавшие успешности становления МКС в процессе гуманитарного обучения. Практическая апробация целевой программы мировоззренческого развития личности позволила классифицировать комплекс условий по направлениям: социальнопедагогические, дидактические и акмеологические (см. прил. 4). Цель разработки этих условий —создание мировоззренчески развивающей образовательной среды на базе реализации диалоговой и творческой основы учебнопрофессиональных взаимодействий преподавателя со студентами. Вместе с тем обеспечение педагогической поддержки в появлении у студентов мировоззренческих новообразований личности и адекватная педагогическая коррекция в этом плане, организуемая в соответствии с социально-психологической структурой МКС, и исходя из содержания этапов мировоззренческого развития личности в обучении. В связи с этим, было необходимо, в первую очередь, добиться осознания обучающимися личного смысла в их персональном мировоззренческом развитии и саморазвитии посредством творчески-активного освоения в условиях вузовской подготовки духовного наследия отечественной культуры. Именно поэтому весь арсенал педагогических условий был ориентирован на актуализацию и реализацию процессуальных особенностей и компонентов учебнопознавательной деятельности, выдвигая их тем самым на приоритетные позиции с точки зрения студентов. В результате закладывалась база для проявления мировоззренческих но |
139 Таблица 8.4. (продолжение Таблицы 8) 4. Профессиональная компетентность 4.1. Гибкое, творческое, ответственное миропреобразование в условиях профессиональной деятельности в СКС 4.2. Готовность к активному участию в поисково-экспедиционной работе по охране и изучению местной и региональной культуры 4.3. Способность к анализу и оценке, обработке и систематизации традиции и произведении фольклора 4.4. Готовность к творческому применению своих знаний, умений и навыков по РНМТ в научно-исследовательской работе В С Н В С Н В С Н В С Н 18 23 14 11 27 17 14 22 19 18 23 14 32,73 41,82 25,45 20,00 49,09 30,91 25,45 40,00 34,55 32,73 41,82 25,45 35 18 2 37 16 2 42 11 2 31 22 2 63,64 32,73 3,64 67,27 29,09 3,64 76,36 20,00 3,64 56,36 40,00 3,64 Таблица 8.5. (продолжение Таблицы 8) 5. Социальная компетентность 5.1. Самостоятельность взглядов, суждений, оценок о социальной значимости РНМТ и профессиональной деятельности спец-ста СКС 5.2. Широкие социальные мотивы изучения русского народного музыкального творчества и овладения профессией специалиста СКС 5.3. Готовность к лекторско-просветительской работе и пропагандированию российских духовно-культурных традиций 5.4. Готовность к личной ответственности за сохранение и поддержку духовных и материальных ценностей родной культуры В С Н В С Н В С Н В с н 14 16 25 17 27 11 16 20 19 11 16 28 25,45 29,09 45,45 30,91 49,09 20,00 29,09 36,36 34,55 20,00 29,09 50,91 33 18 4 43 16 6 39 10 6 37 13 5 60,00 32,73 7,27 78,18 29,09 10,91 70,91 18,18 10,91 67,27 23,64 9,09 Как видно из Таблицы 8, в процессе учебно-познавательной деятельности по освоению студентами содержания гуманитарного курса, целостно спроектированной преподавателем на базе входной диагностики МКЛ и структурированной в связи с целями, задачами и дидактическими средствами отобранного инварианта обучения, у более чем 60% участников экспериментальных групп произошло целостное развитие МКЛ с позиций творческой включённости их в персональное мировоззренческое саморазвитие. Далее рассмотрим педагогические условия, способствовавщие успешности становления МКЛ в процессе гуманитарного обучения студентов. Практическая апробация целевой программы мировоззренческого развития личности позволила выделить комплекс условий в составе: социально 140 педагогических, дидактико-методических и акмеологических (См. Приложение 5). Цель разработки этих условий — создание мировоззренчески развивающей образовательной среды на базе реализации диалоговой и творческой основы учебно-профессиональных взаимодействий преподавателя со студентами. Вместе с тем обеспечение педагогической поддержки в появлении у студентов мировоззренческих новообразований личности и адекватная педагогическая коррекция в этом плане, организуемая в соответствии с социально-психологической структурой МКЛ (С,95), и исходя из содержания этапов мировоззренческого развития личности в обучении (С. 124-126). В связи с этим, было необходимо, в первую очередь, добиться осознания обучающимися личного смысла в их персональном мировоззренческом развитии и саморазвитии посредством творчески-активного освоения в условиях вузовской подготовки духовных ценностей русской культуры и музыкального творчества народа. Именно потому комплекс педагогических условий направлялся, прежде всего, на актуализацию и организацию процессуальных особенностей и компонентов учебно-познавательной деятельности, тем самым выдвигая их на первый план для студентов. Это и помогало не только успешному освоению знаний по русской народной культуре, но и осознанному личностному принятию их студентами в собственную духовноценностную сферу в качестве источника для выработки мировоззренческих убеждений, идеалов и принципов. В результате закладывалась база для проявления мировоззренческих новообразований в личностной направленности на изучение народного музыкального творчества с научно-теоретических и ценностно-осмысленных позиций. Одновременно, стимулировалось формирование социально ценностных убеждений и социально направленных установок поведения будущего специалиста, активизировалась выработка аналитических умений и способов самопознания и саморегуляции личности на основе духовно-нравственного переосмысления своих идеалов и принципов. |