ской культуры в процессе целостно организованного освоения студентами гуманитарной дисциплины, базовое содержание учебного материала специально интерпретировалось нами в единстве его мировоззренчески развивающих и профессионально-ориентирующих начал. В целях формирования системного миропонимания и широкого социокультурного мировосприятия личности в ходе учебных занятий по философии социальной работы, культурологи и философии социальной работы изучаемый материал рассматривался преподавателем и студентами в национально-культурном и духовно-ценностном его значении как для государства в целом, так и для отдельной личности и её мировоззренческого становления. При этом внимание обучающихся акцентировалось на культурно-ценностном значении региональных и местных народных духовных и религиозных традиций, необходимости осознания и выработки специалистом гуманитарного профиля личной ответственности за их сохранение и приумножение посредством организации поисково-исследовательской и просветительской деятельности в социальной сфере общества. Формируя социально и духовно ценностное мироосмысление личности, мировоззренчески развивающий учебный материал осваивался студентами в единстве научно-теоретического и прикладного, практически-значимого аспектов. Для этого было необходимо наполнить его освоение эмоциональным переживанием студентов личной причастности к духовным ценностям культуры своего народа и государства, что способствовало успешному принятию традиций и идеалов народной культуры и их «культурному переводу» в индивидуальную духовно-ценностную сферу личности. В свою очередь, преподавателю было важно помогать студентам в обретении личной убеждённости в общественной значимости предстоящей деятельности в российской сфере культуры и способствовать выработке позиций творческого и ответственного миропреобразования у будущих специалистов гуманитарного профиля на основе личной потребности в самостоятельной деятельности по реализации приобретённых профессиональных знаний, умений и навыков. При этом педагогическая поддержка нарастающей творческой активно127 |
142 дентов. При этом, в организационно-методическом плане, были использованы формы текущего, промежуточного и итогового контроля. На основании полученной информации о динамике формирования социальной и профессиональной направленности МКЛ обучающихся, их личностно-ценностного отношения к русской народной духовной культуре и формирования готовности к духовно-нравственному и мировоззренческому саморазвитию на её ценностной основе, педагогом оценивалась эффективность организации учебно-познавательной деятельности в плане целостного мировоззренческого развития личности в ходе овладения студентами гуманитарным знанием. Таким образом, в реализации мировоззренчески-направленных и учебно-профессиональных взаимодействий и преподаватель, и обучающиеся ориентируются на критерии и социально-психологические показатели становления МКЛ будущих специалистов гуманитарного профиля. Вместе с тем, педагогом комплексно учитывается степень целостной мировоззренческой готовности личности, исходя из результатов социально-педагогического диагностирования и оценки качества знаний студента по предмету, проявлений творческой активности личности в условиях практики в социокультурной сфере. Это не только обусловливает возможность адекватно корректировать частные задачи и ситуации мировоззренчески развивающей учебнопознавательной деятельности, но и оказывать педагогическую помощь в плане самоутверждения студентов в формирующихся мировоззренческих убеждениях и позициях, реализуя принципы индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Осуществляя поставленные цели и задачи становления МКЛ в процессе целостно организованного освоения студентами гуманитарной дисциплины, базовое содержание учебного материала специально интерпретировалось нами в единстве его мировоззренчески развивающих и профессиональноориентирующих начал. В целях формирования системного миропонимания и широкого социокультурного мировосприятия личности в ходе учебных заня 143 тий русское народно-музыкальное творчество рассматривалось преподавателем и студентами в национально-культурном и духовно-ценностном его значении как для государства в целом, так и для отдельной личности и её мировоззренческого становления. Для этого было важно осознание его как явления русской духовной культуры, взаимосвязанное с культурно-историческими событиями России и неразрывное с жизнью народа. При этом внимание обучающихся специально акцентировалось на культурно-ценностном значении региональных и местных народных традиций, необходимости осознания и выработки специалистом гуманитарного профиля личной ответственности за их сохранение и поддержку посредством поисково-исследовательской и просветительской деятельности в социокультурной сфере общества. Формируя социально и духовно ценностное мироосмысление личности, мировоззренчески развивающий учебный материал осваивался студентами в единстве научно-теоретического и прикладного, практическизначимого аспектов. Для этого было необходимо наполнить его освоение эмоциональным переживанием обучающимися личной причастности к духовным ценностям культуры своего народа и государства, что способствовало успешному принятию традиций и идеалов народной культуры и их «культурному переводу» в индивидуальную духовно-ценностную сферу личности. В свою очередь, преподавателю было важно помогать студентам в обретении личной убеждённости в общественной значимости предстоящей деятельности в российской сфере культуры и способствовать выработке позиций творческого и ответственного миропреобразования у будущих специалистов гуманитарного профиля на основе личной потребности в самостоятельной деятельности по реализации приобретённых профессиональных знаний, умений и навыков. При этом педагогическая поддержка нарастающей творческой активности студентов постепенно закреплялась в самостоятельную позицию личности в плане убеждений, взглядов и оценок о социальной значи |