ляют социокультурную деятельность людей. В ее условиях как раз и формируется материалистический взгляд человека на мир, складывается отношение личности к историко-культурным ценностям и идеалам общества как ведущим персональным мировоззренческим ориентирам. В результате происходит воспроизводство «общественного» человека полноправного участника социально-экономических процессов и творца продуктов и способов деятельности, обеспечивающих культурный прогресс общества. При этом в процессах передачи и трансляции приобретенных знаний и практического опыта «деятельности распредмечивания и общения» осуществляется социокультурное совершенствование человека, выступающего теперь в качестве «творения культуры и соучастника ее творчества» [72, С. 43]. Информационно-семиотический подход, заложенный в трудах Д.И.Дубровского , Э.Кассирера , Ю.М.Лотмана и получивший активное развитие в 70 80-х гг. XX века, сближает, синтезирует и развивает основные идеи материалистического и идеалистического понимания детерминант культурного развития человека и общества. В информационно-семиотическом понимании, по определению A.C. Кармина, культура это «социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств (явлений культуры науки, искусства и религии, традиций, ритуалов и этикета, языков, символов и т.д.), в которых «зашифрованы» вложенные в них людьми ценностное содержание, значения и смыслы духовной и материальной деятельности человека в мире» [76, С. 38-42]. Иными словами, культура есть совокупность этических и моральных норм, нравственных принципов, духовных ценностей и идеалов, выступающих в качестве важнейших мировоззренческих ориентиров социума и принадлежащей к нему личности. Потому именно уникальная духовно-мировоззренческая основа каждого общества фиксирует его внутреннее единство и конкретноисторическую целостность. При этом сдвиги, происходящие в социокультурных ориентациях, обусловливают изменения в социально-экономических и культурно-исторических процессах, динамику общественного развития в целом 13 |
15 На сегодняшний день культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений и их содержательных уровней. Среди таких уровней, в частности, выделяются: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культура как сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; культура как уровень овладения человеком той или иной областью знаний или деятельности; культура как формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования; культура как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования (185.-С. 151). При этом, в свете различных подходов к пониманию сущности культуры как прогрессивному развитию общества и личности, выделяются разные основания и источники культурного прогресса. Так, представители формационного подхода (В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, М.С. Каган и др.), обосновывая социально-экономические и общественно-исторические закономерности в качестве детерминант личностного и общественного культурного развития, важнейшим его фактором определяют социокультурную деятельность людей. В её условиях как раз и формируется материалистический взгляд человека на мир, складывается отношение личности к историко-культурным ценностям и идеалам общества как ведущим персональным мировоззренческим ориентирам. В результате происходит воспроизводство «общественного» человека — полноправного участника социально-экономических процессов и творца продуктов и способов деятельности, обеспечивающих культурный прогресс общества. При этом в процессах передачи и трансляции приобретённых знаний и практического опыта — «деятельности распредмечивания и общения» (М.С. Каган) осуществляется социокультурное совершенст 16 вование человека, выступающего теперь в качестве «творения культуры и соучастника её творчества» (73.-C.43), С позиций цивилизационного подхода (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин и др.), детерминанты культурного развития человека и общества заключены в духовном ядре, духовном начале, «дуще» культуры, по выражению немецкого культуролога О. Шпенглера (1880-1936). «Душа» культуры выражается в духовной, художественной, творческой деятельности народа и облекается в её плоды, подобно тому, как душа человека заключена в его теле (215.-С. 184). Иными словами, культура есть совокупность этических и моральных норм, нравственных принципов, духовных ценностей и идеалов, выступающих в качестве важнейших мировоззренческих ориентиров социума и принадлежащей к нему личности. Потому именно уникальная духовно-мировоззренческая основа каждого общества фиксирует его внутреннее единство и конкретно-историческую целостность. При этом сдвиги, происходящие в социокультурных ориентациях, обусловливают изменения в социально-экономических и культурно-исторических процессах, динамику общественного развития в целом и человека в частности. Информационно-семиотический подход (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, Д.И. Дубровский, А.С. Кармин и др.) сближает, синтезирует и развивает основные идеи материалистического и идеалистического понимания детерминант культурного развития человека и общества. В информационно-семиотическом понимании, по определению А.С. Кармина, культура — это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств (явлений культуры — науки, искусства и религии, традиций, ритуалов и этикета, языков, символов и т.д.), в которых «зашифрованы» вложенные в них людьми ценностное содержание, значения и смыслы духовной и материальной деятельности человека в мире (76.-С.38-42). |