137 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведённого сравнительно-сопоставительного анализа философско-этической, социологической, культурологической и психологопедагогической литературы в исследовании установлено, что мировоззренческая культура студента является фундаментальной, целостной и универсальной персональной характеристикой. Стержневое значение в ней имеют мировоззренческая направленность и позиция личности студента по отношению к культуре общества и профессиональной деятельности, другим людям и самому себе, окружающему миру в целом. Сущностные свойства обусловливают глубокий духовно-практический смысл персональной мировоззренческой культуры, который высвечивается в единстве теоретического и деятельностного отношения человека к окружающей действительности. Способами её мировоззренческицелостного освоения выступают позитивное мировосприятие и гармоничное мироощущение, целостное миропонимание и гуманистическое мироистолкование. Посредством их в процессах познавательной, коммуникативной, профессиональной и рефлексивной деятельности складывается способность личности студента к культурному самосовершенствованию и миропреобразованию. В итоге теоретического обобщения взаимосвязей феноменов «мировоззрение» и «культура» установлено, что с гуманитарных позиций становление целостной мировоззренческой культуры студента в условиях профессионального образования специалистов представляет собой процесс и результат персонального самоосознания студентом системы духовно-нравственных, социои этнокультурных ценностей, существующих в конкретной культуре общества. Эти ценности, посредством их системного познания, мировоззренческирефлексивного переживания и личностно значимого осмысления в процессе обучения, превращаются в персональные духовно-схмысловые ориентиры поведения и творческой деятельности, в жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности к себе и другим людям, своей |
155 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведённого сравнительно-сопоставительного анализа философско-этической, социологической, культурологической и психологопедагогической литературы в исследовании установлено, что мировоззренческая культура личности является фундаментальной, целостной и универсальной персональной характеристикой. Стержневое значение в ней имеют мировоззренческая направленность и позиция личности по отношению к культуре общества и профессиональной деятельности, другим людям и самой себе, окружающему миру в целом. Сущностные свойства обусловливают глубокий духовно-практический смысл персональной мировоззренческой культуры, который высвечивается в единстве теоретического и деятельностного отношения человека к окружающей действительности. Способами её мировоззренчески-целостного освоения выступают позитивное мировосприятие и гармоничное мироощущение, целостное миропонимание и гуманистическое мироистолкование. Посредством их в процессах познавательной, коммуникативной, профессиональной и рефлексивной деятельности складывается способность личности к культурному самои миропреобразованию. В итоге теоретического обобщения взаимосвязей феноменов «мировоззрение» и «культура» установлено, что с гуманитарных позиций становление целостной мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования специалистов представляет собой процесс и результат персонального самоосознания студентом системы духовно-нравственных, социои этнокультурных ценностей, существующих в конкретной культуре общества. Эти ценности, посредством их системного познания, мировоззренчески-рефлексивного переживания и личностно значимого осмысления в процессе обучения, превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения и творческой деятельности, в жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности — к себе и дру |