Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 139]

туры студентов и целевая комплексная программа, реализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильного обучения будущих специалистов.
Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения русской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует персональную осмысленность мировоззренческого саморазвития личности на патриотически-ценностной основе.

По итогам опытно-экспериментальной работы диагностированы позитивные изменения в содержании социально-психологических компонентов персональной мировоззренческой культуры
студентов.
В индивидуальном духовном мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе осмысления будущим специалистом их социальной и личностной значимости.
У студентов зафиксирован рост позитивных переживаний персональной духовной сопричастности российской культуре, формирование личного опыта творчески применять сформированные ценностные убеждения и нравственные принципы в профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности.

Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающую научную разработку всех затронутых аспектов сложнейшего процесса подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов данной предметной области.
К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке, относятся: —создание комплекса гуманитарных программ, ориентированных на повышения уровня мировоззренческой культуры студентов на основе учета индивидуальных психологических стилей учения; разработка и внедрение инновационных форм, методов и средств организации диагностики уровня сформированное™ мировоззренческой культуры студентов, базирующихся на использовании достижений современных компьютерных технологий и Интернета.
139
[стр. 159]

159 ния во-первых.
Во-вторых применение межпредметных связей в обучении и образовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций российской культуры и общечеловеческих ценностей.
В-третьих — реализация акмеолого-развивающих условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого решения задач мировоззренческого саморазвития в контексте интересов и целей самих студентов.
Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения русской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует персональную осмысленность мировоззренческого саморазвития личности на патриотическиценностной основе.

В ходе опытно-экспериментальной работы прежде всего решались педагогические задачи развития научно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся к социокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в личностные мировоззренческие убеждения, формировались аналитические и диалектические способы мышления личности.
Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной культуры как основе профессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост социокультурной мировоззренческой направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выработанные мировоззренческие принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности по функционалу специалиста гуманитарного профиля.


[стр.,160]

160 в технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая мировоззренческое развитие личности в ходе освоения студентами русского народно-музыкального творчества, выстраивалась на основе применения комплекса технологий обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих.
Применение мировоззренчески развивающих технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной познавательноценностной деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование мировоззренческого сознания и самосознания, поведения и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане.
В процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры-драматизации, где формировалось системное миропонимание и духовно-нравственные позиции будущих специалистов.
В процессе внеучебного времени — фольклорные экспедиции и этнографические экскурсии, научно-исследовательская и проектнотворческая работа студентов, специально организовывались концертная и лекторско-просветительная практика, которые закрепляли преобразовательный опыт проявления мировоззренческих позиций готовности пропагандировать российскую культуру.
Самообразовательная работа студентов, организованная на основе изучения, обработки и анализа произведений фольклора, персональной идентификации с традициями народного художественного творчества и его практического освоения, деятельностно закрепляли направленность будущих специалистов на сохранение культурных ценностей.
По итогам опытно-экспериментальной работы диагностированы позитивные изменения в содержании социально-психологических компонентов персональной мировоззренческой культуры.

В индивидуальном духовном

[стр.,161]

161 мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе осмысления будущим специалистом их социальной и личностной значимости.
У студентов зафиксирован рост позитивных переживаний персональной духовной сопричастности российской культуре, формирование личного опыта творчески применять сформированные ценностные убеждения и нравственные принципы в профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности.

В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность становления персональной мировоззренческой культуры у студентов в системе гуманитарно-профильной подготовки будущих специалистов в вузе.
К этим условиям, в частности, относятся дидактико-методические, обусловливающие системно-технологическую организацию мировоззренчески направленного освоения студентами содержания духовно-культурных ценностей общества в процессе изучения гуманитарного курса.
Социально-педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе принятия обучающимися духовно-культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих мировоззренческих ориентации личности.
Акмеологические условия стимулируют высокий уровень персональной активности студентов в самопознании и самоактуализации способностей к творческой деятельности, в самореализации мировоззренческой позиции личности согласно выработанному мировоззренческому идеалу и адекватной самооценке своего мироощущения.
Таким образом, в исследовании доказано, что мировоззренческая культура личности интегративно характеризует будущего специалиста по критериям научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к организации социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых персональных позиций.

[Back]