140 ВЫВОДЫ Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать ряд обобщенных выводов теоретического и прикладного значения. 1. В ходе исследования было установлено, что проблема формирования МКС в вузе является одной из актуальных проблем в педагогической теории, требующей своего дальнейшего осмысления. Установлено, что дисциплины гуманитарного предметного цикла к решению проблемы формирования МКС являются наиболее продуктивными. Ведущим фактором процесса целостного мировоззренческого развития личности студентов в условиях вузовской подготовки является активное мировоззренческое самосознание личности, которое направляет активность её духовной и творческой работы по мировоззренческому самопреобразованию и формирует активно-субъектную позицию обучающихся в отношении их социального, профессионального и духовного роста в процессе саморазвития персональной мировоззренческой культуры. 2. В процессе исследования определены сущность, структура и содержание МКС, которая проявляется с одной стороны, в плоскостях духовной и деятельно-практической сфер жизнедеятельности социума и принадлежащих к нему людей, с другой, в плане культурно-мировоззренческого индивидуального развития личности. Ее духовной основой объективно выступает социокультурный опыт конкретного общества: исторически сложившиеся мировоззренческие идеалы и ценностные представления, нравственные принципы поведения, культурные традиции народа, кристаллизованные в его художественно-творческой деятельности и т.д. В мировоззренческой культуре студентов следует выделять мотивационно-целевой, эмоциональноценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты. 3. Эффективность формирования МКС в вузе обеспечивается в рамках |
20 содержательной основе, выработанной в обществе. Во-вторых, — в конкретной социокультурной среде и, в частности, в условиях сложившейся в обществе системы профессионального образования. В «культурном диапазоне», запечатлевщем исторический вектор общественного развития, личность черпает ценности и идеалы предшествующих поколений и эпох, общечеловеческие и этнокультурные, социальные и профессиональные ориентиры и отбирает из них прежде всего те, что наиболее соответствуют как её индивидуальным склонностям и личному жизненному опыту, так и уровню полученных воспитания и образования в социуме. Исходя из этого, мы можем предположить, что мировоззренческая культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами. Их пересечение происходит, с одной стороны, в плоскостях духовной и деятельно-практической сфер жизнедеятельности социума и принадлежащих к нему людей. С другой, — в плане культурномировоззренческого индивидуального развития личности. Его духовной основой объективно выступает социокультурный опыт конкретного общества: исторически сложившиеся мировоззренческие идеалы и ценностные представления, нравственные принципы поведения, культурные традиции народа, кристаллизованные в его художественно-творческой деятельности и т.д.). Следовательно, становление мировоззренческой культуры личности в условиях вузовского профессионального образования должно быть осмысленно преподавателем с учётом ведущих идеалов, социальных принципов и норм, способов деятельности, присущих конкретной культуре общества и отложившихся в качестве его базисных духовных и практикодеятельностных компонентов, — во-первых. Во-вторых, — исходить из индивидуальных целей, умонастроений и волеустремлений конкретных субъектов мировоззренчески-культурного развития, то есть будущих специД[1ш:тс1)вгоб)лаЙБЦиэк1яшиузо];иапазон проявлений мировоззренческой культуры личности в процессах жизнедеятельности человека в социуме и, в 108 средственный выход на основные компоненты содержания образования в условиях освоения студентами профильной дисциплины. Вместе с тем, в социально-педагогическом плане, становление персональной мировоззренческой культуры на критериально заданной основе происходит при учёте преподавателем актуальных целей жизнедеятельности самих студентов, их профессиональных интересов и социальных устремлений, духовных потребностей и ценностных приоритетов в плане мировоззренческого саморазвития личности в вузе. Социально-педагогическим средством при этом является многомерное диагностирование обучающихся по заранее установленным критериям и социально-психологическим показателям проявлений МКЛ с целью выявить её исходный уровень у студентов. А это как раз и выступает базой для постановки целей и задач мировоззренческого развития личности в процессе обучения в соответствии с индивидуально-значимыми для будущих специалистов потребностями, интересами и целями самоопределения личности в условиях профессионального обучения и общения в учебном коллективе. Как было доказано выше (С.87-88), ведущим фактором процесса целостного мировоззренческого развития личности в условиях вузовской подготовки является активное мировоззренческое самосознание личности, которое направляет активность её духовной и творческой работы по мировоззренческому самопреобразованию и формирует активно-субъектную позицию обучающихся в отношении их социального, профессионального и духовного роста в процессе саморазвития персональной мировоззренческой культуры. Следовательно, в организационно-педагогическом плане, проектирование преподавателем модели мировоззренчески развивающего обучения будущих специалистов должно планироваться как предмет самостоятельной и субъективно значимой для студентов деятельности, в процессе которой они выступают в качестве соавторов и инициаторов персонального мировоззренческого саморазвития. Только тогда содержание вузовской учебно-професси |