деятельностных компонентов; исходить из индивидуальных целей, умонастроений и волеустремлений конкретных субъектов мировоззренчески-культурного развития, то есть будущих специалистов, обучающихся в вузе. Для того чтобы выявить диапазон проявлений мировоззренческой культуры личности в процессах жизнедеятельности человека в социуме и, в частности, в условиях образования и самообразования личности, далее обратимся к анализу категории «мировоззрение», как она представлена в гуманитарнонаучном знании. Сравнительно-сопоставительный анализ позволил выделить основные мировоззренческие категории: мироотношение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мироосмысление, миропреобразование, —в которых выражается содержательный смысл понятия мировоззрения в разных гуманитарных науках. В общенаучном и общегуманитарном плане данные категории рассматриваются в качестве форм, соединяющих социальное и природное начала в человеке, общественно-историческую практику и опыт индивидуального поведения, реализующийся в объективных и субъективных условиях мировоззренческого самоопределения личности. Посредством процессов миропонимания и мироосмысления, мироощущения и мировосприятия, мироотношения и миропреобразования реализуются функции мировоззрения в жизнедеятельности как общества в целом, так и индивидуальной практике выстраивания человеком своих отношений к миру, социуму и самому себе. Вместе с тем, в социально-психологических и педагогических науках содержание мировоззренческих категорий выявляет состав духовных компонентов мировоззрения личности (взглядов и убеждений, целей и установок деятельности, мировоззренческих принципов поведения и смыслов отношений субъекта в обществе). Они выступают основой для ее творчески-активной жизненной позиции, раскрывающейся в познавательной, коммуникативной и деятельностной практике. В педагогическом познании состав мировоззрения личности рассматрива19 |
20 содержательной основе, выработанной в обществе. Во-вторых, — в конкретной социокультурной среде и, в частности, в условиях сложившейся в обществе системы профессионального образования. В «культурном диапазоне», запечатлевщем исторический вектор общественного развития, личность черпает ценности и идеалы предшествующих поколений и эпох, общечеловеческие и этнокультурные, социальные и профессиональные ориентиры и отбирает из них прежде всего те, что наиболее соответствуют как её индивидуальным склонностям и личному жизненному опыту, так и уровню полученных воспитания и образования в социуме. Исходя из этого, мы можем предположить, что мировоззренческая культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами. Их пересечение происходит, с одной стороны, в плоскостях духовной и деятельно-практической сфер жизнедеятельности социума и принадлежащих к нему людей. С другой, — в плане культурномировоззренческого индивидуального развития личности. Его духовной основой объективно выступает социокультурный опыт конкретного общества: исторически сложившиеся мировоззренческие идеалы и ценностные представления, нравственные принципы поведения, культурные традиции народа, кристаллизованные в его художественно-творческой деятельности и т.д.). Следовательно, становление мировоззренческой культуры личности в условиях вузовского профессионального образования должно быть осмысленно преподавателем с учётом ведущих идеалов, социальных принципов и норм, способов деятельности, присущих конкретной культуре общества и отложившихся в качестве его базисных духовных и практикодеятельностных компонентов, — во-первых. Во-вторых, — исходить из индивидуальных целей, умонастроений и волеустремлений конкретных субъектов мировоззренчески-культурного развития, то есть будущих специД[1ш:тс1)вгоб)лаЙБЦиэк1яшиузо];иапазон проявлений мировоззренческой культуры личности в процессах жизнедеятельности человека в социуме и, в 21 частности, в условиях образования и самообразования личности, далее обратимся к анализу категории «мировоззрение», как она дана в гуманитарнонаучном знании. Сравнительно-сопоставительный анализ позволил выделить основные мировоззренческие категории: мироотношение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мироосмысление, миропреобразование, — в которых выражается содержательный смысл понятия мировоззрения в разных гуманитарных науках. В общенаучном и общегуманитарном плане данные категории рассматриваются в качестве форм, соединяющих социальное и природное начала в человеке, общественно-историческую практику и опыт индивидуального поведения, реализующийся в объективных и субъективных условиях мировоззренческого самоопределения личности. Посредством процессов миропонимания и мироосмысления, мироощущения и мировосприятия, мироотношения и миропреобразования реализуются функции мировоззрения в жизнедеятельности как общества в целом, так и индивидуальной практике выстраивания человеком своих отношений к миру, социуму и самому себе. Вместе с тем, в социально-психологических и педагогических науках содержание мировоззренческих категорий выявляет состав духовных компонентов мировоззрения личности (взглядов и убеждений, целей и установок деятельности, мировоззренческих принципов поведения и смыслов отношений субъекта в обществе). Они выступают основой для её творческиактивной жизненной позиции, раскрывающейся в познавательной, коммуникативной и деятельностной практике. В педагогическом познании состав мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с психолого-педагогическими условиями, «процедурами и механизмами» мировоззренческого самоопределения личности в системах обучения, воспитания и образования в социуме. Таким образом, в общедисциплинарных гуманитарно-научных подходах феномен мировоззрения рассматривается как важнейший компонент ду |