ется взаимосвязано с психолого-педагогическими условиями, процедурами и механизмами мировоззренческого самоопределения личности в системах обучения, воспитания и образования в социуме. Таким образом, в общедисциплинарных гуманитарно-научных подходах феномен мировоззрения рассматривается как важнейший компонент духовной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовнопрактическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной деятельности и социальных взаимодействий, в условиях профессионального образования и труда, в индивидуальной практике жизнедеятельности человека. Вместе с тем, есть особая специфика с точки зрения научного рассмотрения феномена мировоззрения. При этом выявляются факторы и субъективные условия, которые способствуют реализации глубинной духовной потребности личности и общества в своем конкретно-историческом мировоззренческом самоопределении. Оно протекает как на основе обоснованного миропонимания и адекватного мироистолкования человеком действительности, так и за счет процессов развития гармоничного мироощущения, целостного мировосприятия и в ходе деятельности людей, преобразующей окружающий мир. Исходя из этого, обратимся к анализу феномена мировоззрения в социально-философской литературе. В современных источниках [47; 55; 67; 200; 201] отмечается, что мировоззрение общества выступает ядром общественного сознания, поскольку отражает содержание его основных форм —философии, науки, морали, права, эстетики, религии и др. По степени глубины знаний, логике мышления, интеллектуальной зрелости в мировоззрении различаются обыденно-массовый (житейский) и теоретический уровни. К обыденно-массовому уровню относится мифологическое, религиозное и реалистическое мировоззрение, а к теоретическому либо теологическое, либо философское (идеалистическое и материалистическое), либо целостное и системное научное мировоззрение. Еще в середине XIX века Ф. Энгельсом выделены исторические типы ми20 |
21 частности, в условиях образования и самообразования личности, далее обратимся к анализу категории «мировоззрение», как она дана в гуманитарнонаучном знании. Сравнительно-сопоставительный анализ позволил выделить основные мировоззренческие категории: мироотношение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мироосмысление, миропреобразование, — в которых выражается содержательный смысл понятия мировоззрения в разных гуманитарных науках. В общенаучном и общегуманитарном плане данные категории рассматриваются в качестве форм, соединяющих социальное и природное начала в человеке, общественно-историческую практику и опыт индивидуального поведения, реализующийся в объективных и субъективных условиях мировоззренческого самоопределения личности. Посредством процессов миропонимания и мироосмысления, мироощущения и мировосприятия, мироотношения и миропреобразования реализуются функции мировоззрения в жизнедеятельности как общества в целом, так и индивидуальной практике выстраивания человеком своих отношений к миру, социуму и самому себе. Вместе с тем, в социально-психологических и педагогических науках содержание мировоззренческих категорий выявляет состав духовных компонентов мировоззрения личности (взглядов и убеждений, целей и установок деятельности, мировоззренческих принципов поведения и смыслов отношений субъекта в обществе). Они выступают основой для её творческиактивной жизненной позиции, раскрывающейся в познавательной, коммуникативной и деятельностной практике. В педагогическом познании состав мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с психолого-педагогическими условиями, «процедурами и механизмами» мировоззренческого самоопределения личности в системах обучения, воспитания и образования в социуме. Таким образом, в общедисциплинарных гуманитарно-научных подходах феномен мировоззрения рассматривается как важнейший компонент ду 22 ховной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной деятельности и социальных взаимодействий, в условиях профессионального образования и труда, в индивидуальной практике жизнедеятельности человека. Вместе с тем, есть особая специфика по-научного рассмотрения феномена мировоззрения. При этом выявляются факторы и субъективные условия, которые способствуют реализации глубинной духовной потребности личности и общества в своём конкретно-историческом мировоззренческом самоопределении. Оно протекает как на основе обоснованного миропонимания и адекватного мироистолкования человеком действительности, так и за счёт процессов развития гармоничного мироощущения, целостного мировосприятия и в ходе деятельности людей, преобразующей окружающий мир. Исходя из этого, обратимся прежде всего к анализу феномена мировоззрения в социально-философской литературе. Так, в современных источниках (Быстрицкий Е.К., Гречаный В.В., Довгаль А.А., Иванов В.П., Самбуров Э.А., Шинкарук В.И.) доказано, что мировоззрение общества выступает ядром общественного сознания, поскольку отражает содержание его основных форм — философии, науки, морали, права, эстетики, религии и др. Мировоззрение отдельной личности является ядром её индивидуального сознания и одновременно формой общественного самосознания. Всё богатство индивидуального мировоззренческого сознания пополняется именно на основе совокупности форм общественного сознания, закрепляющих общезначимые для данного времени и человеческого сообщества нормы и эталоны воззрений на мир, человека и его способы деятельности в мире и соцртуме. По степени глубины знаний, логике мышления, интеллектуальной зрелости в мировоззрении различаются обыденно-массовый (житейский) и теоретический уровни. К обыденно-массовому уровню относится мифологическое, религиозное и реалистическое мировоззрение, а к теоретическому — ли 23 бо теологическое, либо философское (идеалистическое и материалистическое), либо целостное и системное научное мировоззрение. В середине XIX века Ф. Энгельсом выделены исторические типы мировоззрения, которые складывались, с его точки зрения, в связи с изменениями во времени всех составляющих общественно-исторического процесса: технических средств и способов деятельности человека, социальноэкономических и духовно-культурных отношений между людьми, содержания духовного мира самой личности. В частности, Ф. Энгельс отмечает, что в исторических типах мировоззрения — мифологическом и античном, философском и религиозном, гуманистическом и естественно-научном, отразилась специфика осознания человеком собственной духовной сущности на различных этапах своего социально-исторического развития (219.-С.50-51). В гуманитарном знании доказано, что мировоззрение как форма общественного самосознания возникает исторически значительно раньше, чем философия и наука, а именно на древнейшей ступени развития человеческого общества, и воплощается в мифологических представлениях древних о мире. Мифологическое мироотношение основывалось на синкретизме сознания человека. Это обусловливало как преобладание процессов воображения и фантазии, нежели аналитического мышления в познавательной практике людей, так и их «труд-магически-художественное» (М.С. Каган) освоение мира, что сполна отразили религии, искусство и фольклор разных народов. В зарубежных (К.-Г. Юнг, К. Леви-Строс, М. Элиаде и др.) и отечественных (А.Н. Афанасьев, М.О. Гершензон, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, А.В. Юдин, В.И. Ерёмина, А.П. Садило и др.) философско-культурологических исследованиях доказано, что мировоззренческий смысл мифологического мироотношения выкристаллизовался в форме традиций — основоположных идей и принципов жизненного устройства наших предков. Так, традиция одухотворения природы, чувство своего неразрывного единства и преклонения перед ней обусловили умеренно-активную жизненную позицию человека |