Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 22]

XX столетия, анализирующим состояние духовно-мировоззренческой сферы современного общества [19; 50; 61].
Констатируя мировоззренческий кризис, переживаемый российским обществом переходного периода,
ученые отмечают «дефицит» духовно-ценностных, социально-нравственных и позитивнонаправленных тенденций жизнедеятельности граждан.
В условиях повседневной жизни у людей стихийно складывается обыденное мировоззрение.
Ему присущ образно-эмпирический тип познавательной активности личности, который опирается на жизненные впечатления, полученные «здесь и сейчас», предрассудки и рекомендации «здравого смысла».

Приобретенные таким способом знания быстро заменяются новыми образными представлениями и потому существенно искажают формирование у личности системно-обобщенной картины мира и грамотных представлений о самой себе.
А это, свою очередь, нарушает и дезинформирует гносеологическую основу адекватного мировоззренческого самоопределения человека в социуме
[19, С.
162-163].
В социологических исследованиях общественного мировоззрения
[79; 134] показано, что в наиболее развитых западных обществах почти повсеместно отмечается сдвиг от материалистических к постматериалистическим ценностям, в то время как в России обнаруживается «встречное движение».
Оно
идет от искусственно насаждавшегося в предшествующий период идеологического романтизма к утилитарно-прагматическим интересам и устремлениям.
В связи с этим констатируется почти всеобщий «экономический оптимизм» в мировосприятии у
молодежи (до 25 лет) и преобладание пессимистического мироощущения у пожилых людей [79, С.
113-120].

В кризисных условиях, как справедливо утверждают
ученые, особенно возрастает потребность личности в сохранении образа себя и обретении социальной идентичности, в поддержании своей стойкости и уверенности в собственных силах при выборе стратегий совладания с жизненными трудностями [134, С.
102-112].
Неслучайно в этой связи категория мировоззренческой культуры личности рассматривается в философских источниках
с позиций практической значимости ее становления.
Задача формирования действительной
ми22
[стр. 31]

31 зренческого самоопределения личности в процессах профессиональной, познавательной и социокультурной практики взаимодействий в обществе.
Далее обратимся к социально-философским исследованиям 90-х годов, анализирующим состояние духовно-мировоззренческой сферы современного общества (С.С.
Гусев, Б.Я.
Пушканский, Д.И.
Жанбуршина, А.В.
Битуева).
Констатируя мировоззренческий кризис, переживаемый российским обществом переходного периода,
учёные отмечают «дефицит» духовно-ценностных, социально-нравственных и позитивно-направленных тенденций жизнедеятельности граждан.
В условиях повседневной жизни у людей стихийно складывается обыденное мировоззрение.
Ему присущ образно-эмпирический тип познавательной активности личности, который опирается на жизненные впечатления, полученные «здесь и сейчас», предрассудки и рекомендации «здравого смысла».

Приобретённые таким способом знания быстро заменяются новыми образными представлениями и потому существенно искажают формирование у личности системно-обобщённой картины мира и грамотных представлений о самой себе.
А это, свою очередь, нарушает и дезинформирует гносеологическую основу адекватного мировоззренческого самоопределения человека в социуме
(23.-С.162-163).
В социологических исследованиях общественного мировоззрения
(Л.Е.
Кесельман, М.Г.
Мацкевич, К.
Муздыбаев, 1998) показано, что в наиболее развитых западных обществах почти повсеместно отмечается сдвиг от материалистических к постматериалистическим ценностям, в то время как в России обнаруживается «встречное движение».
Оно
идёт от искусственно насаждавшегося в предшествующий период идеологического романтизма к утилитарно-прагматическим интересам и устремлениям.
В связи с этим констатируется почти всеобщий «экономический оптимизм» в мировосприятии у
молодёжи (до 25 лет) и преобладание пессимистического мироощущения у пожилых людей (79.-С.113-120).


[стр.,32]

32 В кризисных условиях, как справедливо утверждают учёные, особенно возрастает потребность личности в сохранении образа себя и обретении социальной идентичности, в поддержании своей стойкости и уверенности в собственных силах при выборе стратегий совладания с жизненными трудностями (134.-С.102-112).
Неслучайно в этой связи категория мировоззренческой культуры личности рассматривается в философских источниках
(Иванов В.П., Быстрицкий Е.К., Тарасенко И.Ф., Козловский В.П., 1986) с позиций практической значимости её становления.
Задача формирования действительной
мировоззренческой культуры состоит не только в том, чтобы, по словам Е.К.
Быстрицкого, человек глубже вникнул в актуальные вопросы своего бытия в мире сегодня (125.-C.175), но и чтобы, как отмечает В.П.
Иванов, человек обрёл свои важнейшие мировоззренческие ориентации, на основании которых складывается его социально-гражданский и культурноличностный облик (68.-C.10).
Вместе с тем, в отечественных и зарубежных социально-философских подходах (Н.П.
Депенчук, Н.Н.
Киселёв, 1983, Н.С.
Коноплёв, 1988, Н.Н.
Моисеев, 1990, W.H.
McNeill, 1998, S.M.
Chatami, 1998, Ф.Т.
Михайлов, 2000), анализируюш;их современное состояние системы профессионального образования и подготовки специалистов, доказано следующее.
Становление естественно-научного мировоззрения человека-профессионала происходит на основе формирования у личности прежде всего естественно-научной картины мира и способов его освоения на уровне современного научного знания.
Однако, с точки зрения Ф.Т.
Михайлова, в современных условиях всё более актуализируются тенденции кооперации и глобализации наукои культуроёмких технологий как неотъемлемой составляющей социокультурного прогресса.
Данные тенденции аппелируют к возрождению смыслового компонента научного поиска и формированию способности специалиста к креативной этике, иначе — нравственно-этической оценке разрабатываемых им научных идей (127.-C.13).

[Back]