Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 23]

ровоззренческой культуры состоит не только в том, чтобы, по словам Е.К.
Быстрицкого, человек глубже вникнул в актуальные вопросы своего бытия в мире сегодня
[124, С.
175], но и чтобы, как отмечает В.П.
Иванов, человек
обрел свои важнейшие мировоззренческие ориентации, на основании которых складывается его социально-гражданский и культурно-личностный облик [67, С.
10].
Вместе с тем, в отечественных и зарубежных социально-философских
работах последних лет [42; 88; 126; 128; 228; 233], анализирующих современное состояние системы профессионального образования и подготовки специалистов, доказано следующее: становление естественно-научного мировоззрения человека-профессионала происходит на основе формирования у личности, прежде всего, естественно-научной картины мира и способов его освоения на уровне современного научного знания.
Однако, с точки зрения Ф.Т.
Михайлова, в современных условиях
все более актуализируются тенденции кооперации и глобализации наукои культуроемких технологий как неотъемлемой составляющей социокультурного прогресса.
Данные тенденции аппелируют к возрождению смыслового компонента научного поиска и формированию способности специалиста к креативной этике, иначе нравственно-этической оценке разрабатываемых им научных идей
[126, С.
13].
Практическая реализация этих задач в процессе профессионального обучения возможна, как показывают исследования W.H.

Me Neill, на основе интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в познавательнопрофессиональной практике подготовки современных специалистов, на основе единства в развитии их интеллекта и духовности как важнейших мировоззренческих принципов мышления и профессионального труда человека будущего [233].
В этой связи педагогически важны гуманистические положения, обоснованные в зарубежных
и отечественных этико-философских концепциях последних двух десятилетий [37; 51; 100; 108; 151; 205; 211], содержащие направления духовного и творческого самосовершенствования личности в процессе миро23
[стр. 32]

32 В кризисных условиях, как справедливо утверждают учёные, особенно возрастает потребность личности в сохранении образа себя и обретении социальной идентичности, в поддержании своей стойкости и уверенности в собственных силах при выборе стратегий совладания с жизненными трудностями (134.-С.102-112).
Неслучайно в этой связи категория мировоззренческой культуры личности рассматривается в философских источниках (Иванов В.П., Быстрицкий Е.К., Тарасенко И.Ф., Козловский В.П., 1986) с позиций практической значимости её становления.
Задача формирования действительной мировоззренческой культуры состоит не только в том, чтобы, по словам Е.К.
Быстрицкого, человек глубже вникнул в актуальные вопросы своего бытия в мире сегодня
(125.-C.175), но и чтобы, как отмечает В.П.
Иванов, человек
обрёл свои важнейшие мировоззренческие ориентации, на основании которых складывается его социально-гражданский и культурноличностный облик (68.-C.10).
Вместе с тем, в отечественных и зарубежных социально-философских
подходах (Н.П.
Депенчук, Н.Н.
Киселёв, 1983, Н.С.
Коноплёв, 1988, Н.Н.
Моисеев, 1990, W.H.
McNeill, 1998, S.M.
Chatami, 1998, Ф.Т.
Михайлов, 2000), анализируюш;их современное состояние системы профессионального образования и подготовки специалистов, доказано следующее.
Становление естественно-научного мировоззрения человека-профессионала происходит на основе формирования у личности прежде всего естественно-научной картины мира и способов его освоения на уровне современного научного знания.
Однако, с точки зрения Ф.Т.
Михайлова, в современных условиях
всё более актуализируются тенденции кооперации и глобализации наукои культуроёмких технологий как неотъемлемой составляющей социокультурного прогресса.
Данные тенденции аппелируют к возрождению смыслового компонента научного поиска и формированию способности специалиста к креативной этике, иначе — нравственно-этической оценке разрабатываемых им научных идей
(127.-C.13).


[стр.,33]

33 Практическая реализация этих задач в процессе профессионального обучения возможна, как показывают исследования W.H.
McNeill, на основе интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в познавательнопрофессиональной практике подготовки современных специалистов, на основе единства в развитии их интеллекта и духовности как важнейших мировоззренческих принципов мышления и профессионального труда человека будущего ( 233 ).
В этой связи педагогически важны гуманистические положения, обоснованные в зарубежных
(А.
Печчеи, 1980, Э.Фромм, 1986, П.Кууси, 1988, К.
Войтыла, 1991, А.
Швейцер, 1992, К.
Лоренц, 1992) и отечественных (Р.Г, Апресян, А.А.
Гусейнов, 1998) этико-философских концепциях, содержащие направления духовного и творческого самосовершенствования личности в процессе мировоззренческого самоопределения специалиста в обществе.
Для этого требуется выработка нравственно осмысленного отношения личности к выбору своей деятельности и гуманистическое формирование персональной ответственности за неё (А.Швейцер).
Необходимым представляется воспитание гуманистических ориентации личности как системы отношений человека в социосфере и формирование у него «социального характера», стержнем которого выступает мировоззренческая направленность личности на поддержание социальной стабильности (Э.Фромм).
Мировоззренчески важным является «революционное преобразование» качеств личности, происходящее в процессах самовоспитания и самообразования, направляемое духовными потребностями личности, реализующее и совершенствующее её наличные способности (А.
Печчеи).
Таким образом, из проведённого анализа видно, что критерием подлинной духовности человека выступает мировоззренческая направленность личности на осознанное формирование у себя духовно-нравственных качеств и свойств.
Их претворение в реальных условиях жизнедеятельности в окружающем мире происходит как в профессиональной сфере и практике воспи

[Back]