Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 24]

воззренческого самоопределения специалиста в обществе.
Для этого требуется выработка нравственно осмысленного отношения личности к выбору своей деятельности и гуманистическое формирование персональной ответственности за
нее [211].
Необходимым представляется воспитание гуманистических
ориентаций личности как системы отношений человека в социосфере и формирование у него «социального характера», стержнем которого выступает мировоззренческая направленность личности на поддержание социальной стабильности [205].
Мировоззренчески важным является «революционное преобразование» качеств личности, происходящее в процессах самовоспитания и самообразования, направляемое духовными потребностями личности, реализующее и совершенствующее
ее наличные способности [151].
Таким образом, из проведенного анализа видно, что критерием подлинной духовности человека выступает мировоззренческая направленность личности на осознанное формирование у себя духовно-нравственных качеств и свойств.
Их претворение в реальных условиях жизнедеятельности в окружающем мире происходит как в профессиональной сфере и практике воспитания
молодых поколений, так и культурно-досуговой и социально-активной деятельности человека.
Именно потому гуманистическая цель мировоззренческого воспитания специалиста в системе
образования представляется не только формированием свободного и творческого субъекта, способного не потеряться в новых общественно-экономических условиях.
Оно есть, прежде всего, личностное становление специалиста как гражданина и труженика-созидателя,
наделенного не только трудолюбием и добросовестностью, но и в традициях русской культуры, милосердием и благородством души.
В плане определения факторов мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля нам представляются плодотворными ряд идей, обоснованных в отечественном и зарубежном эстетическом знании
[27; 72; 96; 234].
Мы разделяем точку зре24
[стр. 33]

33 Практическая реализация этих задач в процессе профессионального обучения возможна, как показывают исследования W.H.
McNeill, на основе интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в познавательнопрофессиональной практике подготовки современных специалистов, на основе единства в развитии их интеллекта и духовности как важнейших мировоззренческих принципов мышления и профессионального труда человека будущего ( 233 ).
В этой связи педагогически важны гуманистические положения, обоснованные в зарубежных (А.
Печчеи, 1980, Э.Фромм, 1986, П.Кууси, 1988, К.
Войтыла, 1991, А.
Швейцер, 1992, К.
Лоренц, 1992) и отечественных (Р.Г, Апресян, А.А.
Гусейнов, 1998) этико-философских концепциях, содержащие направления духовного и творческого самосовершенствования личности в процессе мировоззренческого самоопределения специалиста в обществе.
Для этого требуется выработка нравственно осмысленного отношения личности к выбору своей деятельности и гуманистическое формирование персональной ответственности за
неё (А.Швейцер).
Необходимым представляется воспитание гуманистических
ориентации личности как системы отношений человека в социосфере и формирование у него «социального характера», стержнем которого выступает мировоззренческая направленность личности на поддержание социальной стабильности (Э.Фромм).
Мировоззренчески важным является «революционное преобразование» качеств личности, происходящее в процессах самовоспитания и самообразования, направляемое духовными потребностями личности, реализующее и совершенствующее
её наличные способности (А.
Печчеи).
Таким образом, из проведённого анализа видно, что критерием подлинной духовности человека выступает мировоззренческая направленность личности на осознанное формирование у себя духовно-нравственных качеств и свойств.
Их претворение в реальных условиях жизнедеятельности в окружающем мире происходит как в профессиональной сфере и практике воспи


[стр.,34]

34 тания молодых поколений, так и культурно-досуговои и социально-активной деятельности человека.
Именно потому гуманистическая цель мировоззренческого воспитания специалиста в системе
профессионального образования представляется не только формированием свободного и творческого субъекта, способного не потеряться в новых общественно-экономических условиях.
Оно есть, прежде всего, личностное становление специалиста как гражданина и труженикасозидателя,
наделённого не только трудолюбием и добросовестностью, но и — в традициях русской культуры, милосердием и благородством дущи.
В плане определения факторов мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля нам представляются плодотворными ряд идей, обоснованных в отечественном и зарубежном эстетическом знании
(М.С.
Каган, 1987, Ю.А.
Борев, 1997, G.
Steiner, 1998, О.А.
Кривцун, 1998).
Вслед за данными учёными мы считаем, что роль искусства особо возрастает в переломные моменты существования человека и социума.
Она связана с важнейшей функцией искусства — выступать в качестве фактора, гармонизирующего самосознание в культуре общества, быть интегратором в гуманистическом познании личностью универсальных законов человеческого бытия.
В силу этого искусство является существенным фактором как формирования целостного и гармоничного образа мира в мировоззренческом сознании личности, так и пробуждения и соверщенствования индивидуальных духовных сил человека в самовоспитании его нравственных качеств.
При этом, как следует из отечественной и зарубежной культурологической литературы (В.В.
Юрчук, 1999, А.В.
Юдин, 1999, J.R.
Mahalic, R.L.Worthington, S.
Crump, 1999), в системе духовной культуры общества важное место принадлежит народному искусству и творчеству.
Они пополняют коллективный духовно-культурный опыт нации и образуют фундаментальный компонент каждой национальной культуры, её духовный инвариант

[Back]