Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 25]

ния этих ученых, считающих, что роль искусства особо возрастает в переломные моменты существования человека и социума.
Она связана с важнейшей функцией искусства выступать в качестве фактора, гармонизирующего самосознание в культуре общества, быть
инте1ратором в гуманистическом познании личностью универсальных законов человеческого бытия.
В силу этого искусство является существенным фактором как формирования целостного и гармоничного образа мира в мировоззренческом сознании личности, так и пробуждения и
совершенствования индивидуальных духовных сил человека в самовоспитании его нравственных качеств.
При этом, как следует из отечественной и зарубежной культурологической литературы
[221; 230], в системе духовной культуры общества важное место принадлежит народному искусству и творчеству.
Они пополняют коллективный духовно-культурный опыт нации и образуют фундаментальный компонент каждой национальной культуры,
ее духовный инвариант этносоциокультурный архетип [183].
Этносоциокультурный архетип выступает базой социокультурной эволюции общества в процессе исторического пути его развития и фактором, обеспечивающим духовную преемственность поколений
[183, С.
6873].
Исходя из этого, специфику мировоззрения и художественно-эстетического творчества народа следует считать особо педагогически важными, так как мировоззренческая ориентация духовного мира современных молодых людей на традиционные гуманистические ценности и идеалы своего народа может составить основу для успешной национально-культурной и социокультурной идентификации личности.

Как уже было отмечено ранее, культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами.
Взаимообусловленность и взаимопроникновение данных феноменов проявляются прежде всего в процессе становления персональной мировоззренческой культуры в конкретных социокультурных условиях.
В этом плане культура общества выступает
той базисной социокультурной, духовно-ценностной и культурнообразовательной средой, которая, во-первых, непосредственно питает
форми25
[стр. 34]

34 тания молодых поколений, так и культурно-досуговои и социально-активной деятельности человека.
Именно потому гуманистическая цель мировоззренческого воспитания специалиста в системе профессионального образования представляется не только формированием свободного и творческого субъекта, способного не потеряться в новых общественно-экономических условиях.
Оно есть, прежде всего, личностное становление специалиста как гражданина и труженикасозидателя, наделённого не только трудолюбием и добросовестностью, но и — в традициях русской культуры, милосердием и благородством дущи.
В плане определения факторов мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля нам представляются плодотворными ряд идей, обоснованных в отечественном и зарубежном эстетическом знании (М.С.
Каган, 1987, Ю.А.
Борев, 1997, G.
Steiner, 1998, О.А.
Кривцун, 1998).
Вслед за данными учёными мы считаем, что роль искусства особо возрастает в переломные моменты существования человека и социума.
Она связана с важнейшей функцией искусства — выступать в качестве фактора, гармонизирующего самосознание в культуре общества, быть
интегратором в гуманистическом познании личностью универсальных законов человеческого бытия.
В силу этого искусство является существенным фактором как формирования целостного и гармоничного образа мира в мировоззренческом сознании личности, так и пробуждения и
соверщенствования индивидуальных духовных сил человека в самовоспитании его нравственных качеств.
При этом, как следует из отечественной и зарубежной культурологической литературы
(В.В.
Юрчук, 1999, А.В.
Юдин, 1999, J.R.
Mahalic, R.L.Worthington, S.
Crump, 1999), в системе духовной культуры общества важное место принадлежит народному искусству и творчеству.
Они пополняют коллективный духовно-культурный опыт нации и образуют фундаментальный компонент каждой национальной культуры,
её духовный инвариант

[стр.,35]

35 — этносоциокультурный архетип (В.В, Юрчук).
Этносоциокультурный архетип выступает базой социокультурной эволюции общества в процессе исторического пути его развития и фактором, обеспечивающим духовную преемственность поколений
(181.-С.68-73).
Исходя из этого, специфику мировоззрения и художественно-эстетического творчества народа следует считать особо педагогически важными, так как мировоззренческая ориентация духовного мира современных молодых людей на традиционные гуманистические ценности и идеалы своего народа может составить основу для успешной национально-культурной и социокультурной идентификации личности.

Таким образом, в результате проделанного анализа видно, что культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами.
Взаимообусловленность и взаимопроникновение данных феноменов проявляются прежде всего в процессе становления персональной мировоззренческой культуры в конкретных социокультурных условиях.
В этом плане культура общества выступает той базисной социокультурной, духовно-ценностной и культурно-образовательной средой, которая, во-первых, непосредственно питает
формирующееся мировоззрение личности.
Вовторых, культура обеспечивает целостность функционирования персонального мировоззрения в качестве способа духовно-практического освоения человеком мира.
В-третьих, она создаёт реальные условия для мировоззренческого развития личности в системе образования в обществе.
Вместе с тем, мировоззренческое самоопределение и самоутверждение личности происходит в условиях жизнедеятельности конкретного человека только тогда, когда, говоря словами философа В.П.
Иванова, собственный мир персонального бытия выступает как культура.
То есть культура реализует функции «формообразования человеческого духа» в процессах мировоззренческого развития и созидания человеком самого себя.
Таким образом, можно предполагать, что в педагогическом плане процесс целостного мировоззренческого самоопределения личности в системе

[стр.,86]

86 жающей действительности до уровня «мира в целом», а собственное отношение к ней человека до уровня его мироотношения.
Универсальность МКЛ проявляется в единстве духовного и практикоориентированного отношения человека к миру.
Иначе в умении применять ценностно-осмысленные знания и представления об окружаюш;ей среде, персонально выработанные убеждения и принципы в практике профессиональной деятельности, при активном включении в общественную жизнь и творческом самоутверждении человека в создании культурных ценностей, в межличностных отношениях с представителями других народов и наций и самоотношении личности.
Целостность МКЛ базируется на универсальности и целостности человеческой деятельности, которая выступает смыслообразующей и практической основой мировоззренческого самоопределения личности в реалиях действительности.
Оно включает в себя гибкое миропонимание, нравственное мироотношение и ответственное миропреобразование в условиях самопознания, самоактуализации и самореализации человека в социуме.
Мировоззренческая культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами.
Их взаимообусловленность и взаимопроникновение проявляется прежде всего в процессе становления персональной МКЛ в условиях конкретной культуры общества.
В этом плане культура общества выступает
базисной социокультурной, духовноценностной и культурно-образовательной средой развития МКЛ.
Данная среда, во-первых, непосредственно питает формирующееся мировоззрение личности и предоставляет возможности для его функционирования в качестве способа духовно-практического освоения человеком мира.
Во-вторых, — создаёт реальные условия для становления персональной МКЛ в системе образования в обществе.
В итоге, МКЛ складывается на основе «авторского прочтения» личностью социокультурных норм и принципов, общественно воспроизводимых и сохраняемых, нравственного проникновения духовно

[Back]