был внесен теорией установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, доказавшим, что в основе мировоззренчески активного поведения и деятельности человека в обществе лежат сформированные мировоззренческие установки личности. Они (т.е. установки) обусловливают целостность, определенность и динамизм мировоззренческих отношений личности к окружающему миру, обществу, самой себе и взаимосвязываются, с точки зрения Д.Н. Узнадзе, с самим принципом становления личности в качестве ее готовности к постоянному духовному развитию и преобразованию самой себя [193]. Важно, что для формирования мировоззренческих установок на активизацию познавательной деятельности и эмоционально-ценностного отношения человека к ней, выработку готовности к социально-нравственному поведению в обществе, требуются особые условия как субъективного, так и объективного характера. Педагогически необходимо удовлетворить потребность личности в мировоззренчески ценных действиях и поступках и создать ситуацию, в которой данная потребность может быть удовлетворена. В этот же период В.Н. Мясищевым обосновано, что сознательный, избирательный и активный характер, присущий мировоззренческому отношению личности к окружающей действительности, выявляет как степень общественного развития человека в сознательности и активности его поведения и деятельности, так и индивидуальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств в составе персонального мировоззрения. Мировоззренческая сознательность определяется способностью человека последовательно и системно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее. Избирательность мировоззренческого отношения к объектам и событиям окружающего мира формируется на основе эмоционально-оценочной деятельности личности. При этом важно умение адекватно оценивать себя самого, свои способности и возможности, что неразрывно связано со специальным развитием мировоззренческого самосознания. Действенная активность и самостоятельность человека базируется на волевой готовности личности к отстаиванию мировоззренческих взглядов, идеалов и убе27 |
36 профессионального образования специалистов организуется с учётом этих факторов. Вместе с тем, — на основе педагогического обеспечения условий для гуманистического формирования единства как целостной мировоззренческой системы в проявлениях познавательного и ценностного, социальнонравственного, эмоционального и творчески-активного отношения у обучающихся к окружающему миру в целом и культуре своего народа в частности. Далее рассмотрим психологические подходы к процессу становления персональной мировоззренческой культуры с целью определения её социально-психологической структуры, критериев, показателей и механизмов развития личности в условиях обучения в вузе. Психологическое обоснование проблем мировоззренческого развития личности в отечественной психологии 1930-40-х гг. ведётся в контексте рассмотрения поведения и деятельности в системе мировоззренческих отношений человека к окружающей действительности (В.Н. Мясищев, С.Л, Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). Существенный вклад был внесён теорией установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, доказавшим, что в основе мировоззренчески активных поведения и деятельности человека в обществе лежат сформированные мировоззренческие установки личности. Они (установки) обусловливают целостность, определённость и динамизм мировоззренческих отношений личности к окружающему миру, обществу, самой себе и взаимосвязываются, с точки зрения Д.Н. Узнадзе, с самим принципом становления личности — в качестве её готовности к постоянному духовному развитию и преобразованию самой себя (195.-C.150, 256). Важно, что для формирования мировоззренческих установок на активизацию познавательной деятельности и эмоционально-ценностного отношения человека к ней, выработку готовности к социально-нравственному поведению в обществе, требуются особые условия как субъективного, так и объективного характера. Педагогически необходимо удовлетворить потреб 37 ность личности в мировоззренчески-ценных действиях и поступках и создать ситуацию, в которой данная потребность может быть удовлетворена. В этот же период В.Н. Мясищевым обосновано, что сознательный, избирательный и активный характер, присущий мировоззренческому отношению личности к окружающей действительности, выявляет как степень общественного развития человека в сознательности и активности его поведения и деятельности, так и индивидуальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств в составе персонального мировоззрения. Мировоззренческая сознательность определяется способностью человека последовательно и системно отражать действительность в её настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее. Избирательность мировоззренческого отношения к объектам и событиям окружающего мира формируется на основе эмоционально-оценочной деятельности личности. При этом важно умение адекватно оценивать себя самого, свои способности и возможности, что неразрывно связано со специальным развитием мировоззренческого самосознания. Действенная активность и самостоятельность человека базируется на волевой готовности личности к отстаиванию мировоззренческих взглядов, идеалов и убеждений и реализации их в практической деятельности (137.-С.49-50). К особым характеристикам мировоззрения В.Н. Мясищев относит и реализм и романтизм мировосприятия, оптимизм и пессимизм мироощущения человека, проявляющиеся в умонастроении личности, в межличностных отношениях и взаимодействиях с другими людьми (137.-C.344). В 1950-60-е гг. в трудах В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалёва, Б.Г. Ананьева формирование мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с процессами становления её характера, а сами «отношения личности» и «генезис характерообразования» выступают идентичными категориями. Б.Г.Ананьев считает, что характер человека представляет собой «систему свойств личности, её субъективных отношений к обществу, другим людям, деятель |