Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 29]

недеятельное™ и их мотивами [104, С.
153].
Образование мировоззренческих смыслов у личности происходит, с точки зрения А.Н.
Леонтьева, как процесс осмысливания и переоценки человеком важнейших составляющих его жизнедеятельности в плоскостях времени и жизненного пространства становления личности в обществе.
В частности, для понимания настоящего и построения предвидимого будущего человеку необходимо осознание событий прошлого в их мировоззренчески-ценностном значении.
Это обусловливает и направленность отношений с другими людьми, мотивы профессионального и социального самоопределения, потребность в нравственном совершенствовании и др.
При этом важнейшими показателями
сформированное™ мировоззренчески смысловой сферы личности является, во-первых, преобразование человеческих потребностей за счет их смещения с целей потребления на духовно и творчески созидательные цели.
Во-вторых, -это осознание и переосмысление человеком мотивов деятельности с точки зрения их общественной значимости, профессионально-этической и социальнонравственной состоятельности.
В данных проявлениях личности, показывают исследования немецкого психолога В.
Франкла, высвечивается, с одной стороны, трансцендентальный аспект персонального мировоззрения.
Он характеризует степень
обращенности личности к самой себе в сферу высокой духовности и нравственного самосовершенствования, в поисках мировоззренческой сущности персональных смыслов и ценностей.
С другой стороны, — мировоззрению присущ интенциональный аспект, обусловливающий степень открытости и содержание направленности человека к миру, природе, обществу, людям
[204, С.
77, 120].
Проблемы формирования мировоззренческой направленности личности интенсивно разрабатываются в отечественной психологии в
период 60 —70-х гг.
XX столетия.
Психологами выделяются когнитивный и мотивационный
(Л.И.Божович ), морально-нравственный (И.С.Кон , В.П.Левкович ), духовно-творческий (Г.С/Гарасов ) аспекты данного процесса.
Содержание «внутренних инстанций»
29
[стр. 39]

39 ЛИЧНОСТИ как раз и обусловливает «пристрастность» человеческого сознания к внешнему и своему внутреннему миру и потому выступает смыслообразующим звеном между целями человеческой жизнедеятельности и их мотивами (103.-C.153).
Образование мировоззренческих смыслов у личности происходит, с точки зрения А.Н.
Леонтьева, как процесс осмысливания и переоценки человеком важнейших составляющих его жизнедеятельности в плоскостях времени и жизненного пространства становления личности в обществе.
В частности, для понимания настоящего и построения предвидимого будущего человеку необходимо осознание событий прошлого в их мировоззренческиценностном значении.
Это обусловливает и направленность отношений с другими людьми, мотивы профессионального и социального самоопределения, потребность в нравственном совершенствовании и др.
При этом важнейшими показателями
сформированности мировоззренчески-смысловой сферы личности является, во-первых, преобразование человеческих потребностей за счёт их смещения с целей потребления на духовно и творчески созидательные цели.
Во-вторых, это осознание и переосмысление человеком мотивов деятельности с точки зрения их общественной значимости, профессионально-этической и социально-нравственной состоятельности.
В данных проявлениях личности, показывают исследования немецкого психолога В.
Франкла, высвечивается, с одной стороны, трансцендентальный аспект персонального мировоззрения.
Он характеризует степень
обращённости личности к самой себе — в сферу высокой духовности и нравственного самосовершенствования, в поисках мировоззренческой сущности персональных смыслов и ценностей.
С другой стороны, — мировоззрению присущ интенциональный аспект, обусловливающий степень открытости и содержание направленности человека к миру, природе, обществу, людям
(205.-С.77, 120).
Проблемы формирования мировоззренческой направленности личности интенсивно разрабатываются в отечественной психологии в
1960-70-е гг.


[стр.,40]

40 Психологами выделяются когнитивный и мотивационный (Божович Л.И.), морально-нравственный (И.С.
Кон, В.П, Левкович), духовно-творческий
(Тарасов Г.С.) аспекты данного процесса.
Содержание «внутренних инстанций»
мировоззрения личности её знаний и убеждений, идеалов и принципов, рассматривается неотделимо от задач преобразования их в «активную действенную силу», то есть в соответствующие мотивы, установки поведения и далее — в социально осмысленные нормы деятельности человека.
Таким образом, условием формирования мировоззренческой направленности личности в учебном процессе определяется обеспечение интегративного развития интеллекта, эмоций и воли обучающихся.
Практической основой при этом выступает организованная учебная деятельность.
В ходе неё педагоги создают условия для духовного наполнения содержания потребностей, личностных смыслов и ценностных ориентации, формирования общественно-значимых мотивов и принципов деятельности.
На этой базе вырабатывается персональная готовность обучающихся к действиям и поступкам на духовнои социально-ценностной основе мировоззрения.
В этот же период в отечественной психологической науке исследуется мировоззренческая позиция личности (А.Н.
Леонтьев, К.А.
АбульхановаСлавская, И.С.
Кон и др.).
Она понимается как система мировоззренческих отношений человека, обобщённых на основе его ведущих жизненных ценностей, духовных смыслов и мировоззренческих принципов, которая реализуется в условиях общественной и профессиональной жизнедеятельности, творческого самовыражения и нравственного совершенствования личности (К.А.
Абульханова-Славская).
При этом одним из главных жизненных отношений в составе мировоззренческой позиции личности определяется ответственность, проявляющаяся в персональной потребности в собственном развитии и требовательности к себе, формировании установки на достижение поставленных целей и преодоление трудностей в деятельности, в формах саморегуляции личности (1.-С.

[Back]