Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 32]

личности в обучении, исходя из социально-психологических подходов Г.М.
Андреевой, Е.А.
Климова, В.Я.
Ляудис,
P.C.
Немова, определяются следующие: необходимость обеспечения синтеза и интеграции знаний, на основании которых у молодых людей копится информация о мире и складываются мировоззренческие взгляды: социальные, естественнонаучные, нравственные, эстетические и др.
переплавление формируемых знаний в мировоззренческие убеждения личности, что и обеспечивает их связь с жизненной практикой обучающихся.
В процессе познавательной деятельности это предполагает как самостоятельное «добывание» личностью мировоззренческих представлений, их эмоциональное переживание и нравственное осмысление, так и применение сформированных мировоззренческих убеждений
в социально направленной деятельности обучающихся.
Следовательно, важным условием является обеспечение взаимосвязи форм учебно-познавательной, общественно-полезной и коммуникативной деятельности с ситуациями, в которых у обучающихся вырабатываются и реализуются социально-нравственные нормы поведения, принципы личной ответственности и свободного морального выбора, самостоятельность решений, оценок, действий и т.д.
В эти же годы
(конец XX в.) в зарубежных психологических исследованиях [18; 227; 229; 232] рассматриваются проблемы мировоззренческого развития личности в кризисную эпоху жизни общества.
В таких реалиях в числе наиболее актуальных выступают вопросы специфики формирования адекватного образа мира как содержания мировоззренческих представлений человека об окружающей действительности и его образа-Я как ведущих представлений о самом себе.

Реальным критерием формирования адекватных мировоззренческих представлений личности о самой себе и
ее адекватного самоотношения являют/ ся умение человека реализовать свои духовные потребности, социальнонаправленные цели и устремления в конкретных делах и поступках, его способность к самореализации, саморегуляции и творческому самовыражению в 32
[стр. 43]

43 требность в социально-культурном и национально-культурном самоопределении и идентификации личности (8.
-С.269).
Условиями, влияющими на процессы мировоззренческого развития личности в обучении, исходя из социально-психологических подходов Г.М.Андреевой, Е.А.Климова, В.Я.Ляудис, Р.С.Немова, определяются следующие.
Во-первых, — необходимо обеспечение синтеза и интеграции знаний, на основании которых у молодых людей копится информация о мире и складываются мировоззренческие взгляды — социальные, естественно-научные, нравственные, эстетические и др.
Во-вторых, — важно переплавление формируемых знаний в мировоззренческие убеждения личности, что и обеспечивает их связь с жизненной практикой обучающихся.
В процессе познавательной деятельности это предполагает как самостоятельное «добывание» личностью мировоззренческих представлений, их эмоциональное переживание и нравственное осмысление, так и применение сформированных мировоззренческих убеждений
прежде всего в социально направленной деятельности обучающихся.
Следовательно, важным условием является обеспечение взаимосвязи форм учебно-познавательной, общественно-полезной и коммуникативной деятельности с ситуациями, в которых у обучающихся вырабатываются и реализуются социально-нравственные нормы поведения, принципы личной ответственности и свободного морального выбора, самостоятельность решений, оценок, действий и т.д.
В эти же годы
в зарубежных психологических исследованиях (Р.
Берне, W.Goldschmidt, J.Amdt, J.Greenberg, T.Pyszczynski, S.Solomon, T.J.McKeown) рассматриваются проблемы мировоззренческого развития личности в кризисную эпоху жизни общества.
В таких реалиях в числе наиболее актуальных выступают вопросы специфики формирования адекватного образа мира как содержания мировоззренческих представлений человека об окружающей действительности и его образа-Я как ведущих представлений о самом себе.


[стр.,44]

44 Целостность и позитивность данных представлений у личности утрачивается в периоды социальной нестабильности и радикальной ломки ценностной иерархии, утраты идеалов и смысложизненных ценностей в общественном и индивидуальном сознании.
В этой связи существенным условием, способствующим обретению личностью социального мировоззренческого идеала относительно целесообразного и гармоничного общественного устройства, является формирование позитивных представлений о культурных и исторических фактах прошлого своего общества, событий его настоящего и будущего, избегание крайностей (цинизма, скептицизма, трагизма, пессимизма) в их личностной оценке.
Реальным критерием формирования адекватных мировоззренческих представлений личности о самой себе и
её адекватного самоотношения являются умение человека реализовать свои духовные потребности, социальнонаправленные цели и устремления в конкретных делах и поступках, его способность к самореализации, саморегуляции и творческому самовыражению в профессиональной и общественной деятельности, что и выступает проявлениями своего «я» в жизни личности (22, 227, 232).
Вместе с этим, для нас важна точка зрения отечественного психолога Г.М.
Андреевой, исследованиями которой в этот же период доказано, что мировоззренческие представления человека о самом себе, его образ-Я, строятся в рамках обретения социальной, этнической, профессиональной идентификации личности.
При этом условиями адекватной персональной идентификации являются формирование эмоционально-позитивных, в том числе нравственных, представлений о группе (социальной, профессиональной, этнической и др.), с которой человек себя отождествляет; и активно-познавательное отношение к идентифицируемой группе как к «своей нише в обществе».
Одновременно, важны толерантность и коммуникативная открытость к другим группам, народам и культурам (8.-С.266-268, 270).

[Back]