Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 36]

формирования у обучающихся «округленного миросозерцания», иначе целостного мировоззрения, обладающего «ясным, живым и верным» характером для личности, идентифицированной к полноценной гармонической жизни в рядах своего народа и общества [194], В последующие годы русские педагоги [75; 135; 188] рассматривают возможности мировоззренческого развития в процессе образования и воспитания юношества.
В.Я.
Стоюнин, последователь
идей К.Д.
Ушинского, считал, что средством, придающим мировоззренческое «направление душевным силам» личности, является изучение словесных и исторических наук.
Их изучение развивает у молодых людей сочувствие к «интересам человеческим и гражданским», действует на умственную, нравственную и эстетическую стороны личности.
Оно становится основанием мировоззренческих убеждений человека и предоставляет в то же время богатый материал для развития мышления
[188, С.
74-75].
Педагог-историк Н.И.
Кареев еще в конце XIX в.
выделяет самообразование приоритетной деятельностью студентов в процессе их мировоззренческого развития в университетские годы.
Условием духовно активного мировоззренческого развития личности, в результате которого она становится «головой философ, сердцем поэт», Н.И.
Кареев считает развитие умственной самостоятельности и самовоспитание личности.
Данное условие понимается педагогом и как искоренение личностью в себе привычки пассивного и догматического усвоения чужих идей и опыта деятельности вне собственной духовной и деятельной активности [75, С.
365-367].

A.A.
Мусин-Пушкин в начале XX века ратовал за развитие «здоровой идеализации», иначе —мировоззренческих идеалов, у юношества в процессе обучения.
Они формируются на основе «сокровищницы возвышающих душу, светлых, величавых, художественных образов, встречающихся в нашей литературе, в родной истории», выстраданных родным народом и
составляющих потому его драгоценную культурную собственность [135, С.
476-479].
Это и является, с точки зрения педагога, условием формирования
патриотически36
[стр. 48]

48 храняющая самобытность, национальную культуру народа и государства, которые и «поступают в общее наследство человечества» (196.— С.252-253).
Духовно-нравственное развитие личности на основе национальнокультурных традиций является, исходя из взглядов К.Д.
Ушинского, условием формирования у обучаюш,ихся «округлённого миросозерцания», иначе — целостного мировоззрения, обладающего «ясным, живым и верным» характером для личности, идентифицированной к полноценной гармонической жизни в рядах своего народа и общества (197).
В дальнейшие годы русские педагоги (В.Я.
Стоюнин, Н.И.
Кареев, А.А.
Мусин-Пушкин) рассматривают возможности мировоззренческого развития в процессе образования и воспитания юношества.
В.Я.
Стоюнин, последователь
К.Д.
Ушинского, считал, что средством, придающим мировоззренческое «направление душевным силам» личности, является изучение словесных и исторических наук.
Их изучение развивает у молодых людей сочувствие к «интересам человеческим и гражданским», действует на умственную, нравственную и эстетическую стороны личности.
Оно становится основанием мировоззренческих убеждений человека и предоставляет в то же время богатый материал для развития мышления
(187.— С.74-75).
Педагог-историк Н.И.
Кареев (1894 г.) выделяет самообразование приоритетной деятельностью студентов в процессе их мировоззренческого развития в университетские годы.
Условием духовно активного мировоззренческого развития личности, в результате которого она становится «головой — философ, сердцем поэт», Н.И.
Кареев считает развитие умственной самостоятельности и самовоспитание личности.
Данное условие понимается педагогом и как искоренение личностью в себе привычки пассивного и догматического усвоения чужих идей и опыта деятельности вне собственной духовной и деятельной активности (75.-С.
365-367).

Мусин-Пушкин А.А., просветитель и педагог, в начале XX века ратовал за развитие «здоровой идеализации», иначе — мировоззренческих идеа

[стр.,49]

49 ЛОВ, у юношества в процессе обучения.
Они формируются на основе «сокровищницы возвышающих душу, светлых, величавых, художественных образов, встречающихся в нашей литературе, в родной истории», выстраданных родным народом и
составляюищх потому его драгоценную культурную собственность (136.-С.476-479).
Это и является, с точки зрения педагога, условием формирования
патриотически-ориентированного мировоззрения личности и развития у неё духовных чувств — сопричастности родной культуре и уважения к культурным ценностям прошлого и настоящего, патриотической гордости и нравственного удовлетворения от личного приобщения к ним.
После 1917 г.
в условиях коренных идеологических и ценностных изменений в России с позиций коммунистического идеала как образа светлого будущего, потребовалось формирование человека нового типа — способного воплотить в жизнь задачи коммунистического строительства.
Коммунистическое воспитание стало на долгие годы основой государственной политики в области образования.
Ведущей идеологической задачей государства было формирование коммунистического диалектико-материалистического мировоззрения советских людей.
Для этого осуществлялась система воспитания личностных качеств гражданина, который реализует себя ради целей общества, живёт общественной жизнью гораздо больше, чем собственными интересами (Н.К.
Крупская, А.В.
Луначарский и др.).
Однако гуманистические устремления ряда советских педагогов своеобразно преломили цели и задачи формирования коммунистического мировоззрения в интересах подлинно духовного и творческого развития личности своих воспитанников.
В 1920-е гг.
с гуманистических позиций плодотворно разрабатываются идеи социализации личности в педагогических подходах К.Н.
Вентцеля и СТ.
Шацкого.
Социализация понимается ими как социальное и деятельностно-активное самоопределение человека в обществе.
При этом условиями социального самоопределения являются: активнозаинтересованное отношение личности к общественным проблемам, её со

[Back]