ловием в этом плане. При этом необходимо усвоение обучающимися всех компонентов содержания образования знаний, умений и навыков, эмоциональноценностных отношений и опыта творческой деятельности, в их мировоззренческом аспекте. Педагогически важно, доказывают в своих трудах И.Я. Лернер и Э.И. Моносзон, соединение мировоззренчески развивающего обучения с жизненным опытом молодых людей и их активным участием в практической и общественно-полезной деятельности. В педагогическом процессе это обеспечивается при условии специальной организации учебных и внеучебных занятий, самостоятельной деятельности обучающихся и их учебно-производственной практики, предоставляющих возможность для творческого применения личностью приобретенных мировоззренческих взглядов, суждений и оценок. Действенным средством мировоззренческого развития личности Л.Н. Боголюбов и Ю.М. Смоленцев определяют изучение естественных и общественных наук. При этом требуется применение педагогом следующих принципов в процессе их освоения обучающимися: научности и генерализации знаний, сознательного и активного усвоения знаний и формирование идейности личности, интеграции знаний на основе межпредметных связей обучения. Существенным условием выступает развитие диалектического способа мышления личности в познании природных и социальных закономерностей окружающего мира [131]. Это формирует аналитико-синтетические умения и обусловливает способность обучающихся к абстрагированию и обобщению знаний, реализует теоретические основы мировоззрения личности в ее познавательной и практической деятельности. Переплавление знаний в убеждения рассматривается как основное условие и сам социально-психологический механизм формирования мировоззренческих взглядов, идеалов и жизненных принципов личности. Убеждения представляют собой органический сплав знаний, оценок, эмоций и волеустремлений личности (М.А.Селезнев ) и выступают в качестве идеальной побудительной силы активной человеческой деятельности (Ю.М.Смоленцев ). 38 |
51 Цель формирования мировоззрения личности, по определению И.Я. Лернера, выступает «синтетической целью обучения». Ведущим принципом построения мировоззренчески развивающеи\учебной деятельности является обеспечение единства структурно-содержательногоЪостава мировоззрения и организации процесса его становления (Э.И. Моносзон] B.C. Шубинский). Именно потому системная организация пeдaгoг^^Nyчeбнo-вocпитaтельного процесса на основе специально отобранного комплекса дидактикометодических средств, обеспечивающих целостное мировоззренчЬ^ое развитие личности, определяется ведущим организационно-педагогическим условием в этом плане. При этом необходимо усвоение обучающимися всех компонентов содержания образования — знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностных отношений и опыта творческой деятельности, в их мировоззренческом аспекте. Педагогически важно, доказывают И.Я. Лернер и Э.И. Моносзон, соединение мировоззренчески развивающего обучения с жизненным опытом молодых людей и их активным участием в практической и общественнополезной деятельности. В педагогическом процессе это обеспечивается при условии специальной организации учебных и внеучебных занятий, самостоятельной деятельности обучающихся и их учебно-производственной практики, предоставляющих возможность для творческого применения личностью приобретённых мировоззренческих взглядов, суждений и оценок. Действенным средством мировоззренческого развития личности Боголюбов Л.Н. и Смоленцев Ю.М. определяют изучение естественных и общественных наук. При этом требуется применение педагогом следующих принципов в процессе их освоения обучающимися: научности и генерализации знаний, сознательного и активного усвоения знаний и формирование идейности личности, интеграции знаний на основе межпредметных связей обучения. Существенным условием выступает развитие диалектического способа мышления личности в познании природных и социальных закономерностей 52 окружающего мира (Э.И. Моносзон). Это формирует аналитико-синтетические умения и обусловливает способность обучающихся к абстрагированию и обобщению знаний, реализует теоретические основы мировоззрения личности в её познавательной и практической деятельности. Переплавление знаний в убеждения рассматривается как основное условие и сам социально-психологический механизм формирования мировоззренческих взглядов, идеалов и жизненных принципов личности. Убеждения представляют собой органический сплав знаний, оценок, эмоций и волеустремлений личности ( М.А. Селезнёв) и выступают в качестве идеальной побудительной силы активной человеческой деятельности ( Ю.М. Смоленцев). В системе профессионального образования в 1970-80-е гг. мировоззренческое развитие личности рассматривается в контексте формирования профессиональной компетентности специалистов (Ф.Г. Арзаманов, А.В, Малинковская, Ю.Н. Pare, В.А. Сластёнин, Э.С.Ткач), их подготовки как резерва интеллигенции общества (В.Т. Лисовский и др.). Мировоззренчески важными качествами личности специалиста в исследованиях выделяют: убеждённость в общественной значимости профессиональной деятельности, умение видеть перспективы персонального развития в избранной профессиональной области. Применительно к личности специалиста гуманитарного профиля — потребность в совместной с воспитанниками творческой деятельности и умение достичь её позитивных результатов. Для этого специалисту важны глубокие теоретические познания, аналитические и проективные умения, практические профессиональные навыки. Среди условий формирования мировоззренческих качеств личности в период вузовской подготовки обосновываются как активизация общественной и профессиональной направленности деятельности студентов, так и специальная система организации учебной практики (А.Д. Алексеев, С.С. Балашова, Е.И. Макуренкова, Н.С.Фишганг-Фин, Л.А. Хомич, Л.К. Ярославцева). |