В системе образования в середине 80-х гг. XX столетия мировоззренческое развитие личности рассматривается в контексте формирования профессиональной компетентности специалистов [178], их подготовки как резерва интеллигенции общества [106]. Мировоззренчески важными качествами личности специалиста в исследованиях выделяют: убежденность в общественной значимости профессиональной деятельности, умение видеть перспективы персонального развития в избранной профессиональной области. Применительно к личности специалиста гуманитарного профиля потребность в совместной с воспитанниками творческой деятельности и умение достичь ее позитивных результатов. Для этого специалисту важны глубокие теоретические познания, аналитические и проективные умения, практические профессиональные навыки. Среди условий формирования мировоззренческих качеств личности в период вузовской подготовки обосновываются как активизация общественной и профессиональной направленности деятельности студентов, так и специальная система организации учебной практики [206]. В конце 1990-х гг. XX в. мировоззренческое развитие личности в системе образования осмысливается учеными-педагогами в контексте новой образовательной парадигмы — личностно-ориентированного обучения, сменяющей прежнюю парадигму информационно-передающего обучения. С точки зрения М.Е. Кузнецова, личностно-ориентированная парадигма образования есть «личностно-созидающая, культуротворческая, гуманистическая» его основа. При ней педагог стремится превращать знания не просто в «усвоенную информацию», а в «глубоко личный духовный багаж человека, обеспечивающий главное —самореализацию личности» [97, С. 60]. В системе профессионального образования пути творческой самореализации специалиста гуманитарного профиля рассматривают взаимосвязано с формированием готовности личности к социально-активной и гражданственнонаправленной деятельности с людьми в образовательной сфере общества [43; 57; 92; 223]. 39 |
52 окружающего мира (Э.И. Моносзон). Это формирует аналитико-синтетические умения и обусловливает способность обучающихся к абстрагированию и обобщению знаний, реализует теоретические основы мировоззрения личности в её познавательной и практической деятельности. Переплавление знаний в убеждения рассматривается как основное условие и сам социально-психологический механизм формирования мировоззренческих взглядов, идеалов и жизненных принципов личности. Убеждения представляют собой органический сплав знаний, оценок, эмоций и волеустремлений личности ( М.А. Селезнёв) и выступают в качестве идеальной побудительной силы активной человеческой деятельности ( Ю.М. Смоленцев). В системе профессионального образования в 1970-80-е гг. мировоззренческое развитие личности рассматривается в контексте формирования профессиональной компетентности специалистов (Ф.Г. Арзаманов, А.В, Малинковская, Ю.Н. Pare, В.А. Сластёнин, Э.С.Ткач), их подготовки как резерва интеллигенции общества (В.Т. Лисовский и др.). Мировоззренчески важными качествами личности специалиста в исследованиях выделяют: убеждённость в общественной значимости профессиональной деятельности, умение видеть перспективы персонального развития в избранной профессиональной области. Применительно к личности специалиста гуманитарного профиля — потребность в совместной с воспитанниками творческой деятельности и умение достичь её позитивных результатов. Для этого специалисту важны глубокие теоретические познания, аналитические и проективные умения, практические профессиональные навыки. Среди условий формирования мировоззренческих качеств личности в период вузовской подготовки обосновываются как активизация общественной и профессиональной направленности деятельности студентов, так и специальная система организации учебной практики (А.Д. Алексеев, С.С. Балашова, Е.И. Макуренкова, Н.С.Фишганг-Фин, Л.А. Хомич, Л.К. Ярославцева). 53 В конце 1990-х гг. XX в. мировоззренческое развитие личности в системе образования осмысливается учёными-педагогами в контексте новой образовательной парадигмы — личностно ориентированного обучения, сменяющей прежнюю парадигму информационно-передающего обучения. С точки зрения М.Е. Кузнецова, личностно ориентированная парадигма образования есть «личностно созидающая, культуротворческая, гуманистическая» его основа. При ней педагог стремится превращать знания не просто в «усвоенную информацию», а в «глубоко личный духовный багаж человека, обеспечивающий главное самореализацию личности» (84.-C.60). В системе профессионального образования пути творческой самореализации специалиста гуманитарного профиля рассматривают взаимосвязано с формированием готовности личности к социально-активной и гражданственно направленной деятельности с людьми в образовательной сфере общества (В.А. Генкина, Р.А. Дормидонтов А.О. Кошелева, Л.А. Ядвиршис). В исследованиях, рассматривающих процесс становления личности в системе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы (С.П.Исенко, А.С.Каргин, Н.А.1Спименко, Э.А.Финогеева, Л.Я.Таёжная), акцентируется анализ социокультурного функционирования данных специалистов в их профессиональной деятельности. В частности, Э.А.Финогеева выделяет общесоциальные, социальнопрофессиональные и социально-воспитательные функции деятельности работников сферы культуры. Их осуществление напрямую связывается с решением важнейших задач общественного развития, среди которых особо выступают сохранение и развитие, обогащение и очищение, распространение и защита российской культуры (200.-С.20-21). Следовательно, выполнение социокультурных функций есть неотъемлемая грань гуманистического мировоззренческого самоопределения и становления персональной культуры специалистов, нацеленных на деятельность именно в гуманитарной сфере российского общества. |