Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 40]

В исследованиях, рассматривающих процесс становления личности в системе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы [76; 82; 198], акцентируется внимание на анализе социокультурного функционирования данных специалистов в их профессиональной деятельности.
В частности, Э.А.
Финогеева выделяет общесоциальные, социальнопрофессиональные и социально-воспитательные функции деятельности работников сферы культуры.
Их осуществление напрямую связывается с решением важнейших задач общественного развития, среди которых особо выступают сохранение и развитие, обогащение и очищение, распространение и защита российской культуры
[198, С.
20-21].
Следовательно, выполнение социокультурных функций есть неотъемлемая грань гуманистического мировоззренческого самоопределения и становления персональной культуры специалистов, нацеленных на деятельность именно в гуманитарной сфере российского общества.

В числе условий формирования социокультурной готовности у будущих специалистов, понимаемой как готовность служить своим культуре, обществу и народу в процессе предстоящей профессиональной деятельности, выделяются следующие.
Активное участие студентов в различных формах культурнопросветительной, пропагандистской и социально-воспитательной работы как в период обучения в вузе, так и в процессе прохождения практики на базе учреждений социокультурной сферы
[198].
Осознание студентами роли и места народной культуры в сегодняшней жизни общества в качестве фактора социализации личности
[82], убежденность в необходимости сохранения традиций народного художественного творчества в виде национально-культурного достояния, компетентное владение научной методикой его изучения и сбережения в современных условиях [76].
В эти же годы педагогические проблемы мировоззренческого развития личности специально рассматриваются в условиях технологической организации учебно-познавательной деятельности: с позиций
кульгуро-центрических [25; 26; 63; 98; 116; 117], гуманистически-аксиологических [11; 21; 91; 138; 178], акмеолого-педагогических [53; 115; 116; 117; 189] концепций и подходов.
40
[стр. 53]

53 В конце 1990-х гг.
XX в.
мировоззренческое развитие личности в системе образования осмысливается учёными-педагогами в контексте новой образовательной парадигмы — личностно ориентированного обучения, сменяющей прежнюю парадигму информационно-передающего обучения.
С точки зрения М.Е.
Кузнецова, личностно ориентированная парадигма образования есть «личностно созидающая, культуротворческая, гуманистическая» его основа.
При ней педагог стремится превращать знания не просто в «усвоенную информацию», а в «глубоко личный духовный багаж человека, обеспечивающий главное самореализацию личности» (84.-C.60).
В системе профессионального образования пути творческой самореализации специалиста гуманитарного профиля рассматривают взаимосвязано с формированием готовности личности к социально-активной и гражданственно направленной деятельности с людьми в образовательной сфере общества (В.А.
Генкина, Р.А.
Дормидонтов А.О.
Кошелева, Л.А.
Ядвиршис).
В исследованиях, рассматривающих процесс становления личности в системе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы
(С.П.Исенко, А.С.Каргин, Н.А.1Спименко, Э.А.Финогеева, Л.Я.Таёжная), акцентируется анализ социокультурного функционирования данных специалистов в их профессиональной деятельности.
В частности, Э.А.Финогеева выделяет общесоциальные, социальнопрофессиональные и социально-воспитательные функции деятельности работников сферы культуры.
Их осуществление напрямую связывается с решением важнейших задач общественного развития, среди которых особо выступают сохранение и развитие, обогащение и очищение, распространение и защита российской культуры
(200.-С.20-21).
Следовательно, выполнение социокультурных функций есть неотъемлемая грань гуманистического мировоззренческого самоопределения и становления персональной культуры специалистов, нацеленных на деятельность именно в гуманитарной сфере российского общества.


[стр.,54]

54 В числе условий формирования социокультурной готовности у будущих специалистов, понимаемой как готовность служить своим культуре, обществу и народу в процессе предстоящей профессиональной деятельности, выделяются следующие.
Активное участие студентов в различных формах культурно-просветительной, пропагандистской и социально-воспитательной работы как в период обучения в вузе, так и в процессе прохождения практики на базе учреждений социокультурной сферы
(Э.А.Финогеева).
Осознание студентами роли и места народной культуры в сегодняшней жизни общества в качестве фактора социализации личности
(Н.А.
Ютименко), убеждённость в необходимости сохранения традиций народного художественного творчества в виде национально-культурного достояния, компетентное владение научной методикой его изучения и сбережения в современных условиях (А.С.Каргин).
В эти же годы педагогические проблемы мировоззренческого развития личности специально рассматриваются в условиях технологической организации учебно-познавательной деятельности: с позиций
культуро-центрических (Е.В.Бондаревская, О.В.Заславская, С.В.Кульневич, Н.Ф.Маслова), гуманистически-аксиологических (Н.Д.Никандров, В.А.Сластёнин, Н.А Асташова, А.Я.Боев, В.А.Котельников), акмеолого-педагогических (А.А.Деркач, П.Н.Кудельников, Н.Ф.Маслова, Е.А.Суслова и др.) концепций и подходов С точки зрения Н.Ф.
Масловой, акмеологический аспект мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования высвечивается в способности будущих специалистов к персональному мировоззренческому саморазвитию в процессе обучения в вузе.
Важнейшими акмеологическими условиями при этом являются, во-первых, активизация персональной позиции в плане самопознания и самопреобразования личности.
Во-вторых, развитие адекватной самооценки способностей в единстве с осознанностью требований к деятельности.
Это пробуждает потребность будущих специалистов в духовном самосовершенствовании и стимулирует творческую самоотдачу в их мировоззренческом самоопределении (116.-C.106).

[Back]