С точки зрения Н.Ф. Масловой, акмеологический аспект мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования высвечивается в способности будущих специалистов к персональному мировоззренческому саморазвитию в процессе обучения в вузе. Важнейшими акмеологическими условиями при этом являются, во-первых, активизация персональной позиции в плане самопознания и самопреобр&зования личности. Вовторых, развитие адекватной самооценки способностей в единстве с осознанностью требований к деятельности. Это пробуждает потребность будущих специалистов в духовном самосовершенствовании и стимулирует творческую самоотдачу в их мировоззренческом самоопределении [115, С. 106]. Подводя итог проведенного анализу литературных источников, мы считаем необходимым обозначить приоритетные психолого-педагогические условия формирования рассматриваемой в диссертации педагогической категории. В качестве инвариантных условий формирования мировоззренческой культуры студентов мы выделяем: — обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всехусваиваемых знаний и выводов; —придание приобретаемым знаниям общественной направленности; —соблюдение принципа историзма при добывании знаний; —развитие самостоятельности и активности обучающихся; — возникновение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; —вовлечение обучающихся в практическую деятельность. Все они наилучшим образом сочетаются в ситуации учебной деятельности студентов, что будет представлено в последующих главах нашей работы. В связи с предъявляемыми социальными требованиями актуализируется проблема постановки целей и задач вузовской подготовки специалистов. Среди инновационных направлений в современной высшей школе разработка и применение образовательных технологий занимает одно из первых мест. Именно технологический подход считают наиболее продуктивным в стратегиях органи41 |
54 В числе условий формирования социокультурной готовности у будущих специалистов, понимаемой как готовность служить своим культуре, обществу и народу в процессе предстоящей профессиональной деятельности, выделяются следующие. Активное участие студентов в различных формах культурно-просветительной, пропагандистской и социально-воспитательной работы как в период обучения в вузе, так и в процессе прохождения практики на базе учреждений социокультурной сферы (Э.А.Финогеева). Осознание студентами роли и места народной культуры в сегодняшней жизни общества в качестве фактора социализации личности (Н.А. Ютименко), убеждённость в необходимости сохранения традиций народного художественного творчества в виде национально-культурного достояния, компетентное владение научной методикой его изучения и сбережения в современных условиях (А.С.Каргин). В эти же годы педагогические проблемы мировоззренческого развития личности специально рассматриваются в условиях технологической организации учебно-познавательной деятельности: с позиций культуро-центрических (Е.В.Бондаревская, О.В.Заславская, С.В.Кульневич, Н.Ф.Маслова), гуманистически-аксиологических (Н.Д.Никандров, В.А.Сластёнин, Н.А Асташова, А.Я.Боев, В.А.Котельников), акмеолого-педагогических (А.А.Деркач, П.Н.Кудельников, Н.Ф.Маслова, Е.А.Суслова и др.) концепций и подходов С точки зрения Н.Ф. Масловой, акмеологический аспект мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования высвечивается в способности будущих специалистов к персональному мировоззренческому саморазвитию в процессе обучения в вузе. Важнейшими акмеологическими условиями при этом являются, во-первых, активизация персональной позиции в плане самопознания и самопреобразования личности. Во-вторых, развитие адекватной самооценки способностей в единстве с осознанностью требований к деятельности. Это пробуждает потребность будущих специалистов в духовном самосовершенствовании и стимулирует творческую самоотдачу в их мировоззренческом самоопределении (116.-C.106). 55 В связи с предъявляемыми социальными требованиями актуализируется проблема проектирования целей и задач вузовской подготовки специалистов. Среди инновационных направлений в современной высшей школе разработка и применение образовательных технологий занимает одно из первых мест. Именно технологический подход считают наиболее продуктивным в стратегиях организации личностно ориентированного обучения. Доказано, что данный подход придаёт целевой стратегии образования как операциональность и инструментальность, так и высокую эффективность (В.П.Беспалько, М.Г.Гарунов, П.И.Пидкасистый, Л.М.Фридман и др.). Одновременно, целевое моделирование технологий обучения призвано обеспечить многообразие психолого-педагогических путей воздействия на персональное развитие будущего специалиста, соотнести это воздействие с определёнными критериями максимального раскрытия в деятельности ведущих проявлений целостной личности (152.С.217, 220). При этом технологии обучения классифицируются: а) по направленности совместных действий студентов и преподавателей; б) по целям обучения; в) по информационно-предметной среде обучения, для которой разрабатывается технология (для гуманитарных и естественно-научных, общепрофессиональных или специальных дисциплин); г) по применяемым способам обучения (программированного, проблемного и др.); д) по формам организации учебного процесса (самостоятельной работы учащихся, организации учебного времени и др.); е) по частнометодическим задачам (А.Я.Савельев, 171). В современной педагогической литературе выделяются: образовательные технологии, направленные на управление качеством познавательных процессов личности (З.Я.Вирьянский, М.В.Кларин, В.И.Костомаров, Д.Г.Левитес, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельников, Д.М.Полев и др.); технологии творческого развития личности (М.Г.Гарунов, Н.В.Матяш, П.И.Пидкасистый, В.Д.Симоненко, Л.М.Фридман и др.); |