Н.Ф.Маслова , А.К.Нешков и др.); Исходя из проведенного анализа, можно выделить направления проектирования педагогических технологий, которые обеспечивают в процессе вузовского обучения персональное мировоззренческое развитие студентов по следующим личностным параметрам: а) ценностное осмысление знаний и их самостоятельное переплавление в мировоззренческие убеждения личности; б) формирование системного миропонимания и целостного мировосприятия. в) развитие самостоятельности и творческой активности мышления. г) диалоговое и творческое взаимодействие (мировоззренчески, социально и профессионально направленное) в учебное время и во время прохождения студенческой практики. д) мировоззренчески направленное самообразование и самосовершенствование личности. Наиболее в полном объеме формированию указанных личностных параметров, на наш взгляд, будут соответствовать: технологии профессионального самоопределения (З.Д.Жуковская , А.С.Петелин и др.) и профессионального самообразования специалистов (М.А. Вейт и др.); —технологии формирования социальной и коммуникативной направленности личности (Л.И.Аманбаева , Э.В.Паничева, Н.Е.Щуркова и др.). Таким образом, педагогу, прежде всего, требуется спроектировать цельный комплекс мировоззренчески развивающих технологий. Это обусловливает необходимость целевого единства в организации учебно-познавательной, внеучебной социально-ориентирующей деятельности на практике и самообразовательной деятельности студентов. Вместе с тем, в процессе этой деятельности педагогически важно создать специальные условия. Их цель —предоставление возможности обучающимся проявить мировоззренческие убеждения и принципы в реальных ситуациях но творческому самоутверждению ценностей культу43 |
56 социально ориентирующие и ценностно ориентирующие технологии (Н.А. Асташова, И.В. Ильина, В.А. Котельников и др.); акмеолого-развивающие технологии (А.А. Деркач, И.П. Лотова, Н.Ф.Маслова, А.К. Нешков и др.); технологии профессионального самоопределения (Л.Ф. Афонченко, А.А. Васильев, З.Д. Жуковская, А.С. Петелин и др.) и профессионального самообразования специалистов (М.А. Вейт, Д.Л. Опрощенко и др.); технологии формирования социальной и коммуникативной направленности личности (Л.И. Аманбаева, Э.В. Паничева, Н.В. Степанова, Н.Е. Щуркова и др.) и т.д. Исходя из проведённого анализа, можно выделить направления проектирования педагогических технологий, которые обеспечивают в процессе вузовского обучения персональное мировоззренческое развитие студентов по следующим личностным параметрам. а) Ценностное осмысление знаний и их самостоятельное переплавление в мировоззренческие убеждения личности. б) Формирование системного миропонимания и целостного мировосприятия. в) Развитие самостоятельности и творческой активности мышления. г) Диалоговое и творческое взаимодействие (мировоззренчески, социально и профессионально направленное) в учебное время и во время прохождения студенческой практики. д) Мировоззренчески направленное самообразование и самосовершенствование личности. Таким образом, педагогу прежде всего требуется спроектировать цельный комплекс мировоззренчески развивающих технологий. Это обусловливает необходимость целевого единства в организации учебно-познавательной, внеучебной социально-ориентирующей деятельности на практике и самообразовательной деятельности студентов. Вместе с тем, в процессе этой деятельности педагогически важно создать специальные условия. Их цель — 57 предоставление возможности обучающимся проявить мировоззренческие убеждения и принципы в реальных ситуациях по творческому самоутверждению ценностей культуры, что обеспечивает рост личной ответственности и саморегуляции культурно осмысленного поведения будущих специалистов. В итоге проведённого сравнительно-сопоставительного анализа социально-философских, культурологических и психолого-педагогических источников, можно видеть, что проявлениями МКЛ в индивидуальной жизнедеятельности личности должны выступать следующие параметры. Во-первых, научный и действенно-практический характер миропонимания человека. Вовторых, МКЛ предполагает персональную ценностную ориентацию личности на социокультурные нормы общества и духовно-патриотические идеалы народа. Этим определяется её социально-нравственное мироосмысление, позитивное мировосприятие и гармоничное мироощущение в окружающей действительности. В-третьих, развитие МКЛ требует интеграции мировоззренческих свойств и качеств, выявляющих социальную направленность и нравственную основу поведения личности, творческую активность в профессиональной деятельности и гражданскую позицию человека в социуме. Вместе с тем, можно полагать, что персональная МКЛ выявляет содержание миропреобразовательной деятельности специалиста в обществе. В частности, у специалиста гуманитарного профиля МКЛ обусловливает практическую готовность к компетентно выстроенной профессиональной деятельности, гуманистически направленной на культурный диалог во взаимодействиях с людьми и организацию межкультурного диалога, на поддержание национальной самоидентификации и преемственности нравственных традиций. Исходя из данных предположительных выводов, далее в своём исследовании обратимся к эмпирическому уточнению представленности феномена МКЛ у специалистов гуманитарного профиля. Для этого проанализируем содержание проявлений персональной МКЛ у студентов разных вузов. |