Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 49]

щечеловеческие социокультурные нормы, на духовно-патриотические идеалы родной культуры и персональная готовность следовать им в своих делах и поступках высвечивают степень духовно-нравственной зрелости специалиста.
Следовательно, научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная компетентность личности при педагогическом анализе могут объективно выступить как основные качественно-интегративные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления
МКС, определять уровень её сформированности у будущих специалистов в процессе профессионального обучения в вузе.
Это и позволило нам обосновать
структуру и содержание модели посферного становления мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов в основных показателях психолого-педагогических проявлений феномена МКС (см.
табл.
1).
Далее, исходя из таблицы 1, рассмотрим подробнее содержательный состав компонентов, раскрывающих сущность сформированности персональной мировоззренческой культуры у будущих специалистов гуманитарного профиля в процессе обучения в вузе.
Мотивационно-целевой компонент в структуре МКС взаимосвязан с процессами широкого, социально-нравственного мироосмысления специалистом гуманитарного профиля приобретаемых культурологических и этнокультурных знаний, социально ответственного выбора им способов персонального поведения и профессиональной деятельности.
Это и выявляет, в итоге, содержание социокультурной мировоззренческой направленности личности.
Именно потому в составе
мотивационно-целевой сферы специалиста особое место принадлежит персональным духовным (социально-нравственным, этическим и альтруистическим, творческим, эстетическим и др.) смыслам и мотивам деятельности в обществе, сформированным установкам социального взаимодействия и культурного сотрудничества.
На основе персонального осмысления личностью моральных норм и принципов нравственного поведения и культурной жизни в обществе формируются персональные принципы социальной ответственности,
49
[стр. 94]

94 Одновременно, МКЛ характеризует специалиста-профессионала в плане персональной социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации духовных и творческих сил личности.
При этом развитая способность к социальным и межкультурным взаимодействиям, их организация с мировоззренческих, то есть нравственно зрелых, позиций определяет уровень социальной компетентности специалиста.
Совокупность ценностных отношений к избранной профессии и функциям деятельности, к окружающим людям, представителям разных культур и народов, и к культуре своего общества образует профессиональную и гражданскую направленность персональной позиции специалиста.
Содержание мировоззренческой направленности личности закрепляется в социокультурной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества мироотношения (мировосприятия, миропонимания, миропреобразования и др.) и самоотношения специалиста.
В то же время, мировоззренческая ориентация личности на общечеловеческие социокультурные нормы, на духовно-патриотические идеалы родной культуры и персональная готовность следовать им в своих делах и поступках высвечивают степень духовно-нравственной зрелости специалиста.
Следовательно, научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная компетентность личности при педагогическом анализе могут объективно выступить как основные качественно-интегративные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления
МКЛ, определять уровень её сформированности у будущих специалистов в процессе профессионального обучения в вузе.
Это и позволило нам обосновать
стуктурно-психологическую модель посферного становления мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов в основных показателях социально-психологических проявлений феномена МКЛ (См.
Схему 1, С.95).


[стр.,98]

98 личного призвания к этому, как ведущих мотивов деятельности в социокультурной сфере.
Таким образом, состав мировоззренческих ориентации будущего специалиста взаимосвязывается с содержательной стороной мировоззренческой направленности личности.
Это обеспечивается формированием системы мировоззренческих эмоционально нейтральных и заинтересованных, позитивных либо негативных отношений к культуре российского общества, профессиональной деятельности и своей активной роли в ней.
Потому и гармоничное мироощущение как ощущение духовного единства с родной природой.
Родиной, культурой народа и чувство личной сопричастности им, позитивное восприятие культурно-исторического прошлого своей страны и оптимистичное самовосприятие, которое отражается в вере в свои силы и надежде на творческие начинания личности, являются важными компонентами эмоциональной сферы духовно зрелого специалиста.
С одной стороны, это выступает основой для формирования персональных цельных и позитивно-окрашенных мировоззренческих идеалов в профессиональной деятельности личности.
С другой — переживания специалистом глубокой эмоциональной удовлетворённости от обретения персональной мировоззренческой ориентации на отечественные идеалы и ценности, национально-культурной самоидентификации, потребности и способности самовоспитания личности на патриотически-ценностной основе.
Мотивационно-смысловой компонент в психологической структуре МКЛ взаимосвязан с процессами широкого, социально-нравственного мироосмысления специалистом гуманитарного профиля приобретаемых культурологических и этнокультурных знаний, социально ответственного выбора им способов персонального поведения и профессиональной деятельности.
Это и выявляет, в итоге, содержание социокультурной мировоззренческой направленности личности.
Именно потому в составе
мотивационносмысловой сферы специалиста особое место принадлежит персональным

[стр.,99]

99 духовным (социально-нравственным, этическим и альтруистическим, творческим, эстетическим и др.) смыслам и мотивам деятельности в обществе, сформированным установкам социального взаимодействия и культурного сотрудничества.
На основе персонального осмысления личностью моральных норм и принципов нравственного поведения и культурной жизни в обществе формируются персональные принципы социальной ответственности,
профессиональной этики и духовного самосовершенствования.
Таким образом, содержание мотивационносмыслового компонента в составе МКЛ выступает смыслообразующей ** основой социокультурного функционирования и высвечивает уровень социальной компетентности специалиста гуманитарного профиля как в реализации культуро-сберегающей функции в обществе, так и организации межкультурного диалога и взаимодействий разных народов и наций.
Анализ психологической литературы (раздел 1.1.) показал, что поведение личности включено в систему её мировоззренческих отношений к действительности и выявляет их духовную сущность в системе действий, поступков и различных видов социокультурной деятельности специалиста.
При этом мировоззренчески активным поведению и деятельности предшествует состояние поведенческо-волевой мировоззренческой готовности личности.
Компонентами данной готовности выступают: способность специалиста к сознательной и социально ответственной постановке профессиональнодеятельностных целей и жизненных задач и персональная активность в их достижении посредством волевой саморегуляции и самоорганизации деятельности.
Важными в этом плане выступают и способность специалиста к адекватной самооценке личностных и профессиональных возможностей на основе позитивного самовосприятия и формирования самоуважения к себе, и готовность к постоянному персональному саморазвитию за счёт овладения умениями самопознания и самодиагностики личности, способами профессионального самообразования и нравственного самосовершенствования.

[Back]