вает уровень социальной компетентности специалиста гуманитарного профиля как в реализации культуросберегающей функции в обществе, так и организации межкультурного диалога и взаимодействий разных народов и наций. Эмоционально-ценностный компонент в составе МКС выявляет, в первую очередь, степень личностной духовно-нравственной зрелости студентов как будущих специалистов. Его содержание образует духовно-ценностную основу МКС и определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности, принадлежащей своему народу и обществу. Духовная наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры её ценностное ядро, которое конкретизируется в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях. Базисом для их формирования выступает система социальных норм отношений, духовных ценностей и нравственных идеалов, исторически формировавшихся, принятых, поддерживаемых и воспроизводимых в обществе, запечатлённых в образцах его духовной и материальной культуры, в том числе, произведениях и традициях народного художественного творчества. Это обусловливает, с одной стороны, широкое социально1осмысленное восприятие и понимание студентами взаимосвязи национально-культурных ценностей с общечеловеческими, видение и различение примеров и уроков нравственности в различных дисциплинах гуманитарного профиля. С другой стороны высокое ценностное отношение будущих специалистов к проявлениям «малой родины» в жизни человека локальным и региональным народным традициям, формирование духовной потребности беречь и поддерживать родную культуру и осознание личного призвания к этому, как ведущих мотивов деятельности в социокультурной сфере. Таким образом, состав мировоззренческих ориентаций будущего специалиста взаимосвязывается с содержательной стороной мировоззренческой направленности личности. Это обеспечивается формированием системы мировоззренческих —эмоционально нейтральных и заинтересованных, позитивных (либо негативных) отношений к культуре российского общества, профессионалы 51 |
97 мирует у студентов мировоззренческую осознанность накапливаемых теоретических знаний, развивает способность к аргументации ценностных суждений, обобщений и их конструктивному встраиванию в персональную практику, что и образует, в итоге, научно-теоретическую мировоззренческую готовность будущего специалиста к сознательному и самостоятельному освоению ценностей культуры и гибкому применению их в условиях деятельности в социокультурной сфере. Эмоционально-ценностный компонент в составе МКЛ выявляет, в первую очередь, степень личностной духовно-нравственной зрелости будущих специалистов. Его содержание образует духовно-ценностную основу МКЛ и определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности, принадлежащей своему народу и обществу. Духовная наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры — её ценностное ядро, которое конкретизируется в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях. Базисом для их формирования, как было доказано в разделе 1.1., выступает система социальных норм отнощений, духовных ценностей и нравственных идеалов, исторически формировавшихся, принятых, поддерживаемых и воспроизводимых в обществе, запёчатлённых в образцах его духовной и материальной культуры, в том числе, произведениях и традициях народного художественного творчества. Это обусловливает, с одной стороны, широкое социально осмысленное восприятие и понимание студентами взаимосвязи национально-культурных ценностей с общечеловеческими, видение и различение примеров и уроков нравственности в произведениях художественного творчества народа. С другой, — высокое ценностное отношение будущих специалистов к проявлениям «малой родины» в жизни человека — локальным и региональным народным традициям, формирование духовной потребности беречь и поддерживать родную культуру и осознание 98 личного призвания к этому, как ведущих мотивов деятельности в социокультурной сфере. Таким образом, состав мировоззренческих ориентации будущего специалиста взаимосвязывается с содержательной стороной мировоззренческой направленности личности. Это обеспечивается формированием системы мировоззренческих эмоционально нейтральных и заинтересованных, позитивных либо негативных отношений к культуре российского общества, профессиональной деятельности и своей активной роли в ней. Потому и гармоничное мироощущение как ощущение духовного единства с родной природой. Родиной, культурой народа и чувство личной сопричастности им, позитивное восприятие культурно-исторического прошлого своей страны и оптимистичное самовосприятие, которое отражается в вере в свои силы и надежде на творческие начинания личности, являются важными компонентами эмоциональной сферы духовно зрелого специалиста. С одной стороны, это выступает основой для формирования персональных цельных и позитивно-окрашенных мировоззренческих идеалов в профессиональной деятельности личности. С другой — переживания специалистом глубокой эмоциональной удовлетворённости от обретения персональной мировоззренческой ориентации на отечественные идеалы и ценности, национально-культурной самоидентификации, потребности и способности самовоспитания личности на патриотически-ценностной основе. Мотивационно-смысловой компонент в психологической структуре МКЛ взаимосвязан с процессами широкого, социально-нравственного мироосмысления специалистом гуманитарного профиля приобретаемых культурологических и этнокультурных знаний, социально ответственного выбора им способов персонального поведения и профессиональной деятельности. Это и выявляет, в итоге, содержание социокультурной мировоззренческой направленности личности. Именно потому в составе мотивационносмысловой сферы специалиста особое место принадлежит персональным 99 духовным (социально-нравственным, этическим и альтруистическим, творческим, эстетическим и др.) смыслам и мотивам деятельности в обществе, сформированным установкам социального взаимодействия и культурного сотрудничества. На основе персонального осмысления личностью моральных норм и принципов нравственного поведения и культурной жизни в обществе формируются персональные принципы социальной ответственности, профессиональной этики и духовного самосовершенствования. Таким образом, содержание мотивационносмыслового компонента в составе МКЛ выступает смыслообразующей ** основой социокультурного функционирования и высвечивает уровень социальной компетентности специалиста гуманитарного профиля как в реализации культуро-сберегающей функции в обществе, так и организации межкультурного диалога и взаимодействий разных народов и наций. Анализ психологической литературы (раздел 1.1.) показал, что поведение личности включено в систему её мировоззренческих отношений к действительности и выявляет их духовную сущность в системе действий, поступков и различных видов социокультурной деятельности специалиста. При этом мировоззренчески активным поведению и деятельности предшествует состояние поведенческо-волевой мировоззренческой готовности личности. Компонентами данной готовности выступают: способность специалиста к сознательной и социально ответственной постановке профессиональнодеятельностных целей и жизненных задач и персональная активность в их достижении посредством волевой саморегуляции и самоорганизации деятельности. Важными в этом плане выступают и способность специалиста к адекватной самооценке личностных и профессиональных возможностей на основе позитивного самовосприятия и формирования самоуважения к себе, и готовность к постоянному персональному саморазвитию за счёт овладения умениями самопознания и самодиагностики личности, способами профессионального самообразования и нравственного самосовершенствования. |