и активных субъектов мировоззренчески направленного учебного процесса. Вопервых, преподавателем производит структурирование и конкретизация содержания гуманитарных учебных дисциплин в мировоззренческом аспекте. Вовторых, отбирает соответствующие дидактико-методические средства её освоения в составе образовательных технологий, форм и методов обучения, способов диагностики и контроля, специально применяемые для достижения мировоззренчески развивающих целей и задач вузовской подготовки специалистов. Первое происходит на основе реализации принципов научности и генерализации знаний в освоении студентами познавательно-ценностной информации по предмету, что образует ориентировочную основу в формировании гибкого и системного миропонимания и диалектических навыков мышления личности. Одновременно в обучении важно осуществить межпредметные связи с другими дисциплинами гуманитарного цикла (историей, культурологией, педагогикой), равно как и практическую направленность учебного материала. Это развивает целостное и позитивное мировосприятие у студентов, формирует профессиональную и социальную направленность личности. Акцентирование преподавателем в осваиваемом материале этических принципов и социальных норм, культурных традиций и нравственных идеалов, исторически сформировавшихся в жизни народа и отразившихся в культуре общества, реализует принцип национально-культурной преемственности в содержании обучения будущих специалистов, способствует формированию социально-нравственного мироосмысления студентами культурных ценностей социума и отношения личной ответственности за их сохранение. Для выработки самостоятельной позиции студентов в плане убеждённости в социальной значимости деятельности по исследованию, сохранению и распространению традиций и наследия российской культуры, для закрепления активно-субъектного самоотношения личности обучающимся предлагается комплекс творческих практико-ориентированных заданий по предмету. Цель разработки преподавателем данного комплекса — «погружение» личности в ходе выполнения студентами заданий в ценностно-смысловой кон68 |
114 процесса. Во-первых, преподавателем производит структурирование и конкретизация содержания гуманитарной учебной дисциплины в мировоззренческом аспекте. Во-вторых, — отбирает соответствующие дидактикометодические средства её освоения в составе образовательных технологий, форм и методов обучения, способов диагностики и контроля, специально применяемые для достижения мировоззренчески развивающих целей и задач вузовской подготовки специалистов. Первое происходит на основе реализации принципов научности и генерализации знаний в освоении студентами познавательно-ценностной информации по предмету, что образует ориентировочную основу в формировании гибкого и системного миропонимания и диалектических навыков мышления личности. Одновременно в обучении важно осуществить межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла (философией, историей, культурологией, педагогикой), равно как и практическую направленность учебного материала. Это развивает целостное и позитивное мировосприятие у студентов, формирует профессиональную и социальную направленность личности. Акцентирование преподавателем в осваиваемом материале этических принципов и социальных норм, культурных традиций и нравственных идеалов, исторически сформировавшихся в жизни народа и отразившихся в культуре общества, реализует принцип национально-культурной преемственности в содержании обучения будущих специалистов, способствует формированию социально-нравственного мироосмысления студентами культурных ценностей социума и отношения личной ответственности за их сохранение. Для выработки самостоятельной позиции студентов в плане убеждённости в социальной значимости деятельности по исследованию, сохранению и распространению традиций российской культуры, для закрепления активно-субъектного самоотношения личности обучающимся предлагается комплекс творческих практико-ориентированных заданий по предмету. 115 Цель разработки преподавателем данного комплекса — «погружение» личности в ходе выполнения студентами заданий в ценностно-смысловой контекст освоения содержания учебного курса. При этом социальнопедагогически поддерживается как выработка будущими специалистами персонального ценностного смысла в приобретении системных знаний и представлений о предстоящей социокультурной деятельности в обществе, так и формирование потребности в самообразовании и творческой самореализации личности в условиях познавательно-ценностной деятельности. Одновременно с этим, педагог планирует акмеолого-развивающие условия и технологии обучения, поддерживающие самостоятельную работу студентов по мировоззренческому саморазвитию личности в учебном процессе. Это направляет и организует, во-первых, заинтересованное включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность по освоению гуманитарной дисциплины и закрепление персональной направленности на становление МКЛ. Во-вторых, формирование самостоятельного опыта студентов в приобретении научно-теоретических знаний как основы системного миропонимания и целостного мировосприятия, способов гибкого мышления и адекватного самоотношения личности. В-третьих, формирование позитивных представлений о себе, адекватных самовосприятия и самооценки личности как основы позитивного мировосприятия и социокультурной направленности будущих специалистов. В-четвёрых, накопление студентами самостоятельного опыта творчески активной и профессионально компетентной деятельности, умений ответственной самореализации и волевой саморегуляции как основ миропреобразования и самопреобразования личности в условиях жизнедеятельности специалиста в социуме. Нацеленность обучающихся на реализацию данных направлений и выработку самостоятельных позиций мировоззренчески осмысленной познавательной деятельности, как можно полагать, образует индивидуальный план мировоззренческого саморазвития личности на ближнюю и дальнюю жиз |