этап), к самоуправлению обучающихся саморазвитием МКС при поддерживающей и направляющей роли педагога (3 этап). Как видно из таблицы 4, «сквозными» задачами на протяжении всех этапов являлись подготовка профессионально и социально компетентного специалиста гуманитарного профиля, обладающего качествами духовно-зрелой личности. Одновременно, было важно поддерживать нарастающую творческую активность субъектной позиции обучающихся в становлении МКС. В соответствии с целями и задачами поэтапного мировоззренческого развития студентов и исходя из функционального предназначения учебной дисциплины гуманитарного предметного цикла, в ходе форм организации учебнопознавательной деятельности применялись специально отобранные технологии обучения. Практическое применение мировоззренчески развивающих образовательных технологий реализовалось с точки зрения целостной организации учебно-познавательной деятельности по освоению содержания гуманитарного курса как в условиях учебных и внеучебных творческих взаимодействий педагога и студентов, так и в самообразовательной работе обучающихся. Приведём в качестве примера описание образовательной технологии мировоззренческой самоактуализации личности в процессе овладения гуманитарным знанием. Цель технологии актуализация мировоззренческого самоотношения личности, развитие способности к культурной саморегуляции поведения. Содержание этапов вработе с гуманитарным знанием: 1. Мировоззренческая рефлексия личностыо изучаемого материала следующим мировоззренческим параметрам: целостность восприятия в широкой социально-исторической перспективе; позитивное отношение к культурному прошлому своего народа; осознанность в системе духовной культуры общества; осмысленность социальной значимости изучения данного материала как для будущего специалиста гуманитарной сферы; 81 |
123 ческом самоопределении и осознанная направленность на формирование своей субъектной роли в данном плане. В технологически-процессуальном плане организация мировоззренчески развивающего освоения студентами указанных дисциплин специально структурировалась нами в следующие основные этапы: 1 этап вводный, мировоззренчески-ориентирующий; 2 корректирующий, мировоззренческирегулирующий; 3 этап — итоговый, мировоззренчески-закрепляющий, что и представлено в виде Схемы 3 (С. 124-126). Логика социально-педагогического управления процессом становления МКЛ будущих специалистов организационно выстраивалась от педагогического управления (1 этап) через частичную передачу педагогических функций от преподавателя обучающимся и их соуправление (2 этап) к самоуправлению обучающихся саморазвитием МКЛ при поддерживающей и направляющей роли педагога (3 этап). Как видно из Схемы 3, «сквозными» задачами на протяжении всех этапов являлись подготовка профессионально и социально компетентного специалиста гуманитарного профиля, обладающего качествами духовно-зрелой личности. Одновременно, было важно поддерживать нарастающую творческую активность субъектной позиции обучающихся в становлении МКЛ. В соответствии с целями и задачами поэтапного мировоззренческого развития студентов и исходя из функционального предназначения учебной дисциплины гуманитарного предметного цикла, в ходе форм организации учебно-познавательной деятельности применялись специально отобранные технологии обучения. Практическое применение мировоззренчески развивающих образовательных технологий реализовалось с точки зрения целостной организации учебно-познавательной деятельности по освоению содержания гуманитарного курса как в условиях учебных и внеучебных творческих взаимодействий педагога и студентов, так и в самообразовательной работе обучающихся. 127 Приведём в качестве примера описание образовательной технологии мировоззренческой самоактуализации личности в процессе овладения гуманитарным знанием. Цель технологии — актуализация мировоззренческого самоотношения личности, развитие способности к культурной саморегуляции поведения. Содержание этапов в работе с гуманитарным знанием: 1. Мировоззренческая рефлексия личностью изучаемого материала по следующим мировоззренческим параметрам: Целостность восприятия в широкой социально-исторической перспективе; Позитивное отношение к культурному прошлому своего народа; Осознанность в системе духовной культуры обпдества; Осмысленность социальной значимости изучения данного материала как для будущего специалиста гуманитарной сферы; Осмысленность персональной значимости изучения в плане личностного (духовно-нравственного) развития и своего профессионального роста. 2. Мировоззренческая идентификация личности с духовными традициями отечественной культуры, культурными ценностями народа. Для этого необходимо проанализировать в эмоционально-ценностном плане: Отношение к культурным традициям в своей семье, в учебном коллективе (студентов, педагогов), подлинных носителей народных традиций; Своё личное эмоциональное отношение и испытываемые чувства — гордости за родную культуру, личной сопричастности её традициям и ценностям, тревоги за судьбу региональных и локальных российских традиций, своей духовной преемственности с ними и др. 3. Мировоззренческая позиция (конкретизируется посредством вопросов, активизирующих самоотношение студентов): Чувствую ли я личную потребность сохранять традиции отечественной культуры? Осознаю ли я личную ответственность за поддержку и защиту культурных ценностей «малой родины» (региональных и локальных традиций, художественных промыслов, этнографических ценностей и др.)? Убеждён ли я в социальной и гуманистической значимости этой деятельности? Верю ли я в свои силы, в способность внести посильный творческий вклад в культуро-сберегаюшую деятельность в обществе? 4. Мировоззренческая готовность (конкретизируется посредством вопросов, стимулирующих поведенческую саморегуляцию студентов): Активен и добросовестен ли я в овладении гуманитарным знанием? Полно ли я реализую свои специальные и творческие способности в этом? С чем связаны мои реальные затруднения в познавательной деятельности? Какова моя готовность к применению гуманитарных знаний в профессиональной практике, в популяризаторской и пропагандистской работе? |