сиональной практике, в популяризаторской и пропагандистской работе? Важнейшим социально-педагогическим условием организации мировоззренчески развивающего обучения в вузе выступает реализация принципов ценностно ориентирующего диалога и творческого сотрудничества между преподавателем и обучающимися. В психолого-педагогическом плане это опосредуется формами познавательно-ценностного общения в учебной деятельности, выстраиваемой как субъект-субъектный процесс. Исходя из этого, необходимо применять мировоззренчески развивающие технологии в групповых формах организации занятий на проблемных лекциях и семинарах, при участии в дискуссиях и диспутах, в практикумах по предмету. Деловые игры ситуационные и ролевые, творческие игры-драматизации представляются весьма эффективным средством в плане разрешения задач становления МКС. Данные технологии направляются, прежде всего, на выработку собственной мировоззренческой позиции студентов в условиях «полипозиционного общения» (В.Я. Ляудис). Они обеспечивают реальные возможности для высказывания и сопоставления различных позиций и мнений размышляющих, утверждающих, аналитических, критических, приглашающих к сотрудничеству и т.д., участников деловой игры. В то же время, самостоятельность и определённость в мировоззренческих взглядах и ценностных позициях студентов укрепляются в специально предлагаемых педагогом ситуациях ценностного и морального выбора, ситуациях принятия решения и осмысленного обоснования своего выбора. Неотъемлемым требованием к содержанию этих ситуаций являются: их профессиональная и социальная направленность, заложенная в них возможность для нравственного и социально ответственного осмысления студентами высказываемых суждений и мнений. В целевом плане разработка сюжетов и сценариев деловых игр была направлена на самоутверждение мировоззренческой позиции будущих специалистов в отношении социальной значимости профессиональной деятельности в социокультурной сфере. Было важно помочь развитию позитивного самовосприятия личности и веры в собственные силы и творческие начинания. Одно83 |
128 Важнейшим социально-педагогическим условием организации мировоззренчески развивающего обучения в вузе выступает реализация принципов ценностно ориентирующего диалога и творческого сотрудничества между преподавателем и обучающимися. В психолого-педагогическом плане это опосредуется формами познавательно-ценностного общения в учебной деятельности, выстраиваемой как субъект-субъектный процесс. Исходя из этого, необходимо применять мировоззренчески развивающие технологии в групповых формах организации занятий — на проблемных лекциях и семинарах, при участии в дискуссиях и диспутах, в практикумах по предмету. Деловые игры — ситуационные и ролевые, творческие игры-драматизации представляются весьма эффективным средством в плане разрешения задач становления МКЛ. Данные технологии направляются, прежде всего, на выработку собственной мировоззренческой позиции студентов в условиях «полипозиционного общения» (В.Я. Ляудис). Они обеспечивают реальные возможности для высказывания и сопоставления различных позиций и мнений — размышляющих, утверждающих, аналитических, критических, приглашающих к сотрудничеству и т.д., участников деловой игры. В то же время, самостоятельность и определённость в мировоззренческих взглядах и ценностных позициях студентов укрепляются в специально предлагаемых педагогом ситуациях ценностного и морального выбора, ситуациях принятия решения и осмысленного обоснования своего выбора. Неотъемлемым требованием к содержанию этих ситуаций являются: их профессиональная и социальная направленность, заложенная в них возможность для нравственного и социально ответственного осмысления студентами высказываемых суждений и мнений. В нашей опытной работе применение игровых мировоззренчески развивающих технологий было особо целесообразно в условиях занятий со студентами заочной формы обучения. В целевом плане разработка сюжетов и сценариев деловых игр была направлена на самоутверждение мировоззрен 129 ческой позиции будущих специалистов в отношении социальной значимости профессиональной деятельности в социокультурной сфере. Было важно помочь развитию позитивного самовосприятия личности и веры в собственные силы и творческие начинания. Одновременно, требовалось поддерживать выработку умений убеждать и аргументированно отстаивать свои взгляды. Приведём в качестве примера сценарий деловой игры «Организация музея народной культуры в районном центре». Цель игры: самоутверждение личности в мировоззренческой позиции убеждённого защитника родной культуры. Участники игры: работники районного Дома культуры — «инициаторы»; представители администрации района — «оппоненты»; пожилые жители района «хранители народных традиций»; родители — «заинтересованные, но пассивные»; дети — «заинтересованные, активные». Задача игры: работникам РДК требуется привести существенные аргументы, суметь привлечь на свою сторону, убедить изыскать средства и др., чтобы стало возможным создать музей народной культуры. Сюжет игры: В районном Доме культуры происходит открытое заседание. На него приглашены все участники игры. На повестке дня вопрос: «Стоит ли создавать в районном центре музей народной культуры?» В процессе заседания поочерёдно выступают все участники в следующей последовательности. Работники РДК — выступают с инициативой открытия музея, который может стать культурным центром района. Представители районной администрации — согласны, что музей давно уже следовало открыть. Но на настоящий момент в бюджете нет средств по данной статье расходов, да и само здание для музея собирается выкупить предприниматель под новый магазин. Идёт дискуссия. Затем приглашаются выступить другие участники. Пожилые люди признательны, что им уделено внимание, что к их жизни, занятиям, умениям проявлен интерес. Но для того, чтобы они стали подлинными информантами и консультантами, поделились предметами старины, сохранившимися ремёслами и др., к ним нужно найти особый подход. Родители — занимают двойственную позицию: согласны с тем, что свою культуру надо сохранять, но реально способствовать этому не считают необходимым. Да и участие детей в организации музея и тем более в поисковой работе нежелательно. Пусть лучше побольше сидят за уроками. |