Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 99]

нальной деятельности в своей жизни.
Однако, у будущих
специалистов УФ ЮФУ личная потребность в своей профессиональной деятельности выше, занимая 2-е место в их ранговом выборе, чем у будущих специалистов СКС (соответственно 5-е место).
Разнится и ценностный выбор активной жизненной позиции и самоутверждения личности: 4-е место у
студентов УФ ЮФУ и 8-е место —у студентов КФ РГСУ.
Следовательно, налицо тенденция, что студенты УФ ЮФУ более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для этого, нежели студенты будущие специалисты СКС.
Вместе с тем, из данных студентов
УФ ЮФУ следует, что к старшим курсам у них возрастает персональная направленность на успешную профессиональную карьеру (на 13%) и достижение высокого социального статуса (на 10%), личная ответственность за свои успехи и достижения (на 16%).
Однако сопоставление ответов у обучающихся на очном и заочном отделениях свидетельствует о более низкой оценке заочниками данных позиций по сравнению со студентами-очниками.
Очевидно, что студенты заочного отделения, трудящиеся в условиях СКС, более реалистично воспринимают и оценивают свою профессиональную деятельность.

Возможно, снижение их оценки значимых профессионально-деятельностных параметров свидетельствует об угасании индивидуальной активности и инициативы специалиста в условиях реальной современной практики в социокультурной сфере.
В этой связи, обнаруженная тенденция свидетельствует, на наш взгляд, о необходимости создания специальных социально-педагогических условий в процессе подготовки специалистов в гуманитарном вузе, обеспечивающих как поддержку мировоззренческой направленности студентов на успешное самоутверждение личности в социокультурной сфере общества, так и дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения.
Рассмотрим далее мировоззренческие ориентации, которые образуют
99
[стр. 61]

61 сиональной сферы, занимающей по нашей выборке устойчивую четвёртую позицию в ценностных приоритетах обучающихся.
Мы рассматриваем это и как подтверждение желания работать по профессии у будущих специалистов, и как свидетельство осознанности ими серьёзной роли профессиональной деятельности в своей жизни.
Однако, у будущих
военных инженеров личная потребность в своей профессиональной деятельности выше, занимая 2-е место в их ранговом выборе, чем у будущих специалистов СКС (соответственно 5-е место).
Разнится и ценностный выбор активной жизненной позиции и самоутверждения личности: 4-е место у
курсантов и 8-е место — у студентов ОГТШК.
Следовательно, налицо тенденция, что курсанты военного вуза более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для этого, нежели студенты — будущие специалисты СКС.
Вместе с тем, из данных студентов
ОГИИК следует, что к старшим курсам у них возрастает персональная направленность на успешную профессиональную карьеру (на 13%) и достижение высокого социального статуса (на 10%), личная ответственность за свои успехи и достижения (на 16%).
Однако, сопоставление ответов у обучающихся на очном и заочном отделениях свидетельствует о более низкой оценке заочниками данных позиций по сравнению со студентами-очниками.
Очевидно, что студенты заочного отделения, трудящиеся в условиях СКС, более реалистично воспринимают и оценивают свою профессиональную деятельность.

Но не значит ли снижение их оценки значимых профессионально-деятельностных параметров об угасании индивидуальной активности и инициативы специалиста в условиях практики в социокультурной сфере? Обнаруженная тенденция свидетельствует о необходимости создания специальных социально-педагогических условий в процессе организации

[стр.,62]

62 Профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающих как поддержку мировоззренческой направленности студентов на успешное самоутверждение личности в социокультурной сфере общества, так и дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения.
Рассмотрим далее мировоззренческие ориентации, которые образуют
пояс ценностного ядра личности у опрошенных.
Так, у курсантов он представлен ценностями: успешная профессиональная карьера (53,92%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (48,85%), чувство собственного достоинства и самоуважение (47,47%), признание и уважение других людей (34,56%).
Эти же ценности распределены в иной последовательности в поясе ценностного ядра личности будущих специалистов СКС: чувство собственного достоинства и самоуважение личности (44,35%), признание и уважение окружающих (40,05%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (39,88%), успешная профессиональная карьера (37,80%).
Нами обнаружено, что периферию ценностного ядра личности у студентов гуманитарного вуза и курсантов занимают духовно-нравственные и моральные ценности личная ответственность и чувство долга (29,84%), духовно-ценностная опора на традиции родной культуры (21,34%) и патриотическая направленность личности (17,90%).
На периферии ценностного ядра личности «единодушно» оказалось стремление опрошенных к своему высокому социальному статусу в современном обществе (22,42%).
Здесь приведён обпщй процентный показатель выбора названных ценностей, поскольку они занимают последние места у большинства опрошенных, независимо от вуза.
Вместе с тем, нельзя не отметить возрастание (практически в два раза, в сравнении с указанными данными) количественного показателя духовноценностных позиций личности у студентов старших курсов ОГИИК, и совсем незначительные изменения аналогичных показателей — у старших курсантов.


[стр.,84]

84 верждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для проявления индивидуально-активной позиции специалиста, нежели студенты будущие специалисты СКС.
Сравнительный анализ данных, полученных среди студентов, обнаружил более высокую направленность обучающихся-очников на персональное мировоззренческое и национально-культурное самоопределение, раскрытие щироких творческих возможностей личности в процессе овладения специальностью в вузе, в то время как у заочников, уже работающих специалистов, наблюдается снижение мировоззренческих проявлений индивидуальной активности и творческой инициативы личности в условиях практики в СКС.
Следовательно, в процессе организации вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля требуются особые социально-педагогические условия.
Они должны обеспечить, во-первых, поддержку мировоззренческой направленности студентов на творческое самоутверждение личности в избранной профессиональной сфере и, во-вторых, дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения.
Одновременно с этим, очевидна необходимость создания акмеолого-развивающих условий, стимулирующих процессы индивидуально-активного мировоззренческого развития и саморазвития личности в период овладения вузовской специальностью.
Требуется стимулирование самостоятельности будущих специалистов в выработке и отстаивании личных ценностных убеждений, нравственных принципов и позиций персональной мировоззренческой культуры.
Сравнение эмпирических данных также позволило зафиксировать позитивную динамику, которая наблюдается у студентов от младщих к старшим курсам ОГИИК и выявляет рост духовно-ценностных и социальноответственных позиций в МКЛ.
Данная тенденция свидетельствует о существенном вкладе в развитие персональной духовно-мировоззренческой сферы базовых и специальных культурно-аксиологических и социогуманитарных знаний, приобретаемых будущими специалистами в условиях учебно-позна

[Back]