Проверяемый текст
Сирот Станислав Леонидович. Общественный сектор в трансформационной экономике и его государственное регулирование (канд. дисс., 2004, Казанский гос. университет, науч. руководитель - Мокичев С.В.)
[стр. 39]

исключить из числа потребителей этих граждан не представляется возможным, даже в случае отказа с их стороны оплачивать или потреблять полученные блага.
Под внешними эффектами стали пониматься издержки или выгоды от взаимодействия с общественными благами, ощущаемые третьими лицами при отсутствии оплаты или компенсации.
Проблема содержания понятия общественного блага и механизма, позволяющего выявить это благо (рынок, голосование или политический диктат) поднимается представителями данного направления в рамках теории благосостояния, которая является попыткой анализа нормативных проблем, исходя из принятого в рамках неоклассической теории принципа последовательного индивидуализма, или попыткой соотнесения индивидуальных и общественных благ.
При этом в рамках указанной теории формируется два подхода к определению сущности общественного блага.
«Согласно первому, общественное благо характеризуется неким показателем, или целевой функцией, которая подлежит оптимизации.
Согласно второму, это состояние, в некотором смысле наилучшее, с точки зрения
индивидов»11.
Представителями первого течения являются И.Бентам, Г.Сиджуик и др.
В их работах предпринималась попытка выявления некого критерия
сопоставления индивидуальных полезностей при переходе к общественной полезности, что создавало возможность для реализации идеи социальноэкономического управления, основанного на знании общественной целевой функции и способов ее оптимизации.
В частности, в работах
И.Бснтама общая польза рассматривалась как «наибольшее счастье для наибольшего числа людей», т.е.
наиболее благоприятный баланс наслаждения и страдания для наибольшего числа людей.
Второй подход представлен в работе В.Паре
го «Курс политической экономии» (1896-1897) и является попыткой 14 История экономических учений-’ Под ред.
В.Автономова.
О.Лнаныша.
Г{.Макашевой.
М.: ИНФРА-М, 2002.
-С.241.
39
[стр. 29]

В то же время следует признать, что включение общественных благ в систему условий Парето-эффективности благодаря построению функции всеобщего благосостояния позволило сформулировать положение о взаимозависимости и взаимообусловленности общественных благ и экстерналий.
Кроме того, представители неоклассической теории разработали общепринятое ныне определение указанных явлений.
Общественные блага стали рассматриваться как блага, которые становятся источником полезности или вреда для большого числа граждан.
При этом исключить из числа потребителей этих граждан не представляется возможным, даже в случае отказа с их стороны оплачивать или потреблять полученные блага.
Под внешними эффектами стали пониматься издержки или выгоды от взаимодействия с общественными благами, ощущаемые третьими лицами при отсутствии оплаты или компенсации.
Проблема содержания понятия общественного блага и механизма, позволяющего выявить это благо (рынок, голосование или политический диктат) поднимается представителями данного направления в рамках теории благосостояния, которая является попыткой анализа нормативных проблем, исходя из принятого в рамках неоклассической теории принципа последовательного индивидуализма, или попыткой соотнесения индивидуальных и общественных благ.
При этом в рамках указанной теории формируется два подхода к определению сущности общественного блага.
«Согласно первому, общественное благо характеризуется неким показателем, или целевой функцией, которая подлежит оптимизации.
Согласно второму, это состояние, в некотором смысле наилучшее, с точки зрения
индивидов»14.
Представителями первого течения являются И.Бентам, Г.Сиджуик и др.
В их работах предпринималась попытка выявления некого критерия
14 История экономических умений/ Под ред.
В.Автономова, О.Ананьина, И.Макашевой.
-М.: ИПФРА-М, 2002.-С.241.
2 7

[стр.,30]

сопоставления индивидуальных полезностей при переходе к общественной полезности, что создавало возможность для реализации идеи социальноэкономического управления, основанного на знании общественной целевой функции и способов ее оптимизации.
В частности, в работах
И.Бентама общая польза рассматривалась как «наибольшее счастье для наибольшего числа людей», т.е.
наиболее благоприятный баланс наслаждения и страдания для наибольшего числа людей.
Второй подход представлен в работе В.Парето
«Курс политической экономии» (1896-1897) и является попыткой построения теории благосостояния исходя из ординалистской трактовки полезности и спроса.
При этом совершенная конкуренция рассматривалась как эффективный механизм, действие которого приведет к достижению максимума благосостояния.
В.Парето вошел в историю экономической мысли, прежде всего, как разработчик критерия благосостояния, согласно которому оптимальным является такой его объем, при котором ничье благосостояние не может быть улучшено без ухудшения благосостояния кого-либо другого.
Роль государства при этом сводилась к компенсирующим мерам, направленным на нейтрализацию факторов, препятствующих действию механизма свободной конкуренции.
Проблема соотнесения различных Парето-оптимальных состояний, имеющая практическое значение, рассматривается в экономической системе А.Пигу (1877-1959), который в качестве основного показателя экономического благосостояния (части общего благосостояния) использует национапьный дивиденд, или национальный доход15.
В качестве условия максимизации национального дивиденда он рассматривает равенство предельных чистых продуктов, получаемых при различном использовании ресурсов.
Данное условие достижимо в рамках рыночной системы, основанной на экономическом индивидуализме и свободном перемещении ресурсов и конечных благ.
Препятствиями для его реализации в современном и Лигу Л.
Экономическая теория благосостояния.
Т.1.
М., 1985.
С.
101.
2 8

[Back]