переходить из состояния сельских жителей в другую сословную категорию, что означало свободу выбора занятий и образа жизни. Свободные крестьяне, следовательно, должны были, пусть и с имущественным цензом, допускаться к выборам органов государственной власти, что меняло структуру и организацию власти. Таким образом, вопрос об освобождении крестьян был самым важным вопросом во всех проектах конституции, и декабристы решали данный вопрос самым радикальным образом. Определение четкого представления о будущем государства, о вводимой форме правления было сложным решением для декабристских обществ. Окончательные варианты проектов были созданы в результате сложнейших споров и дискуссий о будущем государства. «Конституция» Н. М. Муравьева, программный документ Северного общества, создавалась в нескольких постепенных редакциях. Эти редакции показывают сложный процесс борьбы в среде дворянских революционеров. Дискуссии декабристов вобрали в себя многие черты предшествующего этапа политической борьбы. При определении формы правления и структуры государственного устройства Н.М.Муравьев исходил из естественного требования о свободе личности. Государство не должно посягать на достоинство человека. Эти положения о человеческой личности покоятся на теории естественного права и рационалистической философии XVIII столетия. Н. М. Муравьев отбросил якобинскую конституцию 1793 г., основанную на принципах мелкобуржуазной демократии, и воспользовался монархической конституцией Франции 1791 г. Данная конституция сохраняла власть императора, но при этом четко определяла полномочия самодержавной власти. Муравьев стремился толковать положения своей конституции в духе либеральных воззрений реставрации монархии во Франции, стремился соединить существование свободы и собственности. 107 |
Освобождение крестьян от крепостного состояния, таким образом, Пестель предполагал провести в совокупности со сложной аграрной реформой. Автор «Русской Правды» исходил из необходимости создать фонд общественной и частной земли в каждой волости. Общественная земля должна принадлежать волостному обществу первичной административнохозяйственной ячейке страны. Такая земля называлась волостной. Она не могла быть ни продана, ни заложена. Каждый гражданин, приписанный к данной волости, имел право получить в пользование определенный надел. Общественная же земля предназначалась для производства «необходимого продукта» и должна была стать гарантией «от возникновения безземельной и бездомной бедноты». В общественный земельный фонд должны были войти казенные и монастырские земли. Для пополнения этого фонда и предусматривалась конфискация помещичьей земли. Таким образом, ради центрального положения своего аграрного проекта создание общественного земельного фонда и сохранения частной земли, Пестель допускал возможность конфискации части помещичьей земли. Однако, признавая незыблемость частной собственности, Пестель признавал среднее и мелкое помещичье землевладение как опору будущего строя. Частная земля находилась в свободном товарном обращении и служила «к доставлению изобилия», то есть должна была способствовать развитию частной предпринимательской инициативы в сельскохозяйственном производстве. Земли этой категории могли принадлежать и казне, и частным лицам. Необходимо также отметить, что Пестель стремился предусмотреть гарантии и защиту беднейшему крестьянству путем создания общественных фондов в каждой волости. Конституционно-правовые проекты декабристов предусматривали обязательную отмену крепостного состояния частновладельческих крестьян. Данное положение принципиально важно. Именно в этом конституционные проекты декабристов были значительно более прогрессивными, передовыми и радикальными. В отличие от предложений декабристов, все конституционные проекты, предлагаемы властью, очень осторожно подходили к данному вопросу. Декабристы же не только декларировали отказ от крепостного права, но и предлагали варианты освобождения крестьян. Данный вопрос важен как для способа реформирования государственной власти, так и для определения правового положения граждан империи. Если конституционные проекты начала XIX века содержали формулировку о равенстве граждан перед законом, то в первую очередь это касалось правового положения крестьян. Свободные крестьяне могли переходить из состояния сельских жителей в другую сословную категорию, что означало свободу выбора занятий и образа жизни. Свободные крестьяне, следовательно, должны были, пусть и с имущественным цензом, допускаться к выборам органов государственной власти, что меняло структуру и организацию власти. Таким образом, вопрос об освобождении крестьян был самым важным вопросом во всех проектах конституции, и декабристы решали данный вопрос самым радикальным образом. Форма правления по конституционно-правовым проектам декабристов. Определение четкого представления о будущем государства, о вводимой форме правления было сложным решением для декабристских обществ. Окончательные варианты проектов были созданы в результате сложнейших споров и дискуссий о будущем государства. «Конституция» Н. М. Муравьева, программный документ Северного общества, создавалась в нескольких постепенных редакциях. Эти редакции показывают сложный процесс борьбы в среде дворянских революционеров. Дискуссии декабристов вобрали в себя многие черты предшествующего этапа политической борьбы. При определении формы правления и структуры государственного устройства Н. М. Муравьев исходил из естественного требования о свободе личности. Государство не должно посягать на достоинство человека. Эти положения о человеческой личности покоятся на теории естественного права и рационалистической философии XVIII столетия. Н. М. Муравьев отбросил якобинскую конституцию 1793 г., основанную на принципах мелкобуржуазной демократии, и воспользовался (в основе своей первой редакции по списку Трубецкого — 1822 г.) монархической конституцией Франции 1791 г. Данная конституция сохраняла власть императора, но при этом четко определяла полномочия самодержавной власти. Муравьев стремился толковать положения своей конституции в духе либеральных воззрений реставрации монархии во Франции. Муравьев наиболее последовательно повторял философские построения Бенжамина Констана, пытавшегося соединить два существование свободы и собственности. В основе проекта Муравьева было провозглашение идеи народного суверенитета. Идея народного суверенитета развивается во «Вступлении» к первой редакции «Конституции» Муравьева. В главе «О народе русском и правлении» говорилось: «1. Русский народ свободный и независимый не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. 2. Источник |