Проверяемый текст
Школьник, Михаил Игоревич; Конституционно-правовые проекты России первой четверти XIX века (Диссертация 2003)
[стр. 112]

«Русскую Правду» Пестеля многие идеи, высказанные в ней, сближают с и с проектами, созданными на Западе.
Например, события Испанской революции, как утверждает Н.В.Минаева, повлияли на утверждение Пестелем положения о диктатуре временного революционного правления.
Как полагал Пестель, именно революционная
112 власть диктатуры спосоона довести до конца революционные принципы программы Южного общества, в том числе «насильственное уничтожение» монарха, а также частичную конфискацию помещичьего землевладения.
Таким образом, проект Пестеля не только радикален, но и революционен.
Готовность ради осуществления революции пойти на крайние меры, вплоть до уничтожения самого императора и его семьи сближает Пестеля с крайне левыми революционерами.
Идеи о народном суверенитете также доминируют в конституционном проекте Пестеля.
Во Введении к «Русской Правде» принципы народного суверенитета сформулированы следующим образом: «А по сему Народ Российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.
Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства».

Можно сделать предположение, что формулировка о народном суверенитете Пестеля была заимствована из аналогичного текста Конституции Муравьева.
В Конституции Муравьева, в.
первой главе «О народе русском и Правлении» в первой редакции,
говорится: «Русский народ свободный и независимый не есть и не может быть принадлежностью никакого лица или семейства».
Текстуальное совпадение действительно бросается в глаза.
Однако Пестель существенным образом дополнил эту формулировку, указав на принадлежность правительства самому народу.
Данный вывод Пестеля чрезвычайно важен.
В этом положении присутствует идея о правовом государстве, развитая затем в юридической науке России, особенно во
[стр. 62]

Вече.
Центральная исполнительная власть, таким образом, занимается только управлением страной.
В последней редакции рассматриваются все органы исполнительной власти последовательно в разделах: император, временный правитель, главы приказов.
Таким образом, форма правления, предлагаемая «Конституцией» Н.
М.
Муравьева, ограниченная монархия с провозглашением разделения властей.
Данный принцип не четко выполнялся, поскольку император как глава исполнительной власти мог назначать судей.
Однако ограничение власти императора, так же, как и отделение властей законодательной и исполнительной, ясно прослеживается в данном проекте.
«Русская Правда» П.
И.
Пестеля отличается от большинства конституционноправовых проектов начала XIX века тем, что Пестель предлагал введение в России республиканской формы правления.
Пестель называл самодержавие «разъяренным зловластием».
Автор «Русской Правды» выступал против любой формы монархии, даже ограниченной конституцией.
Согласно предложениям Пестеля, высшая законодательная власть должна была принадлежать Народному Вече.
Народное Вече должно было состоять из 500 человек, избирался данный орган на 5 лет.
«Русская Правда» Пестеля указывала: «Никто не может распустить Народное вече, оно представляет волю в государстве, душу народа».
Народное Вече должно было избрать 5 человек в Державную думу.
Державная дума также избиралась на 5 лет.
Каждый год одна пятая часть из состава Народного Вече и Державной думы переизбиралась.
Председателем Державной думы должен был избираться тот член Думы, который пребывал в ее составе последний, пятый год своего срока депутатских полномочий.
Председатель Державной думы также являлся президентом республики.
Пестель предлагал также ввести высшую контрольную, «блюстительную» власть.
Высшую контрольную власть предназначалось осуществлять Верховному собору из 120 человек.
В Верховный собор избирались наиболее заслуженные и авторитетные граждане страны.
На местах распорядительную власть осуществляли окружные, уездные и волостные наместные собрания.
Исполнительную должны были осуществлять окружные, уездные и волостные правления.
Главами окружных и уездных наместных собраний должны были стать выборные посадники, а главой волостного собрания волостной предводитель.
Местные органы власти избирались сроком на один год.
«Русскую Правду» Пестеля сближают многие идеи с правовыми проектами как России предшествующего этапа, так и с проектами, созданными на Западе.
События Испанской революции, как утверждает
Минаева, повлияли на утверждение Пестелем положения о диктатуре временного революционного правления.
50 Как полагал Пестель, именно революционная власть диктатуры способна довести до конца революционные принципы программы Южного общества, в том числе «насильственное уничтожение» монарха, а также частичную конфискацию помещичьего землевладения.
Таким образом, проект Пестеля не только радикален, но и революционен.
Готовность ради осуществления революции пойти на крайние меры, вплоть до уничтожения самого императора и его семьи сближает Пестеля с крайне левыми революционерами.
Идеи о народном суверенитете также доминируют в конституционном проекте Пестеля.
Во Введении к «Русской Правде» принципы народного суверенитета сформулированы следующим образом: «А по сему Народ Российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.
Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства».51
Исследователь Минаева сделала предположение, что формулировка о народном суверенитете Пестеля была заимствована из аналогичного текста Конституции Муравьева.
52 В Конституции Муравьева в первой главе «О народе русском и Правлении» в первой редакции, в списке Трубецкого, говорится: «Русский народ свободный и независимый не есть и не может быть принадлежностью никакого лица или семейства».
Текстуальное совпадение действительно бросается в глаза.
Однако Пестель существенным образом дополнил эту формулировку, указав на принадлежность правительства самому народу.
Данный вывод Пестеля чрезвычайно важен.
В этом положении присутствует идея о правовом государстве, развитая затем в юридической науке России, особенно во
второй половине XIX начала XX веков.
Здесь получила отражение идея о том, что власть в государстве исходит от народа, об ответственности власти перед своим народом, наконец, об избранности власти, то есть республиканской форме правления.
Фраза о том, что правительство «учреждено для блага народного» явно свидетельствует о формировании органов власти, а не о наследственной передаче власти, свойственной монархии.
Таким образом, у народа

[Back]