Проверяемый текст
Школьник, Михаил Игоревич; Конституционно-правовые проекты России первой четверти XIX века (Диссертация 2003)
[стр. 116]

П.И.Пестель в своем проекте конституционного устройства — «Русской Правде» настаивал на унитарном территориальном государственном устройстве.
Будущая республика, согласно идеям Пестеля, должна была быть единым и нераздельным государством с сильной и централизованной властью.
Пестель полагал, что федерация будет способствовать развитию сепаратистских тенденций в государстве, что значительно ослабит государство.

Согласно проекту Пестеля, государство должно быть поделено на административные единицы для удобства управления.
В административном отношении будущая революционная Россия подразделялась на 10 областей и 3 удела (Столичный, Донской и Аральский).
Каждая область должна была состоять из 5 округов или губерний.
Губернии состояли из 10-12 уездов, а уезды, в свою очередь, делились на волости.
Волости формировались из определенного количества жителей до 2 тысяч жителей мужского пола в каждой.
Разница в проектах относительно видения территориального устройства государства показывает широту взглядов декабристов, возможность высказывания различных мнений.
Но также разные варианты территориального устройства показывают отсутствие единства во взглядах, общую нерешенность данного вопроса к моменту восстания.

Права и свободы граждан Российской империи, означенные в конституционных проектах декабристских организаций, свою формулировку получили, исходя из теории естественного права.

Идеи Муравьева, связанные со структурой планировавшейся им федерации, высоко оценивает современный исследователь О.В.Мартышин.
Он отмечает: «В свое время в России существовал проект федеративного устройства, разработанный с целью обеспечения свободы граждан и самоуправления...
Муравьев думал не только о свободе, но и о потребностях управления.
Его Конституция содержала любопытный механизм контроля центра за державами и областями (субъектами 116
[стр. 64]

П.
И.
Пестель в своем проекте конституционного устройства «Русской Правде» настаивал на унитарном территориальном государственном устройстве.
Будущая республика, согласно идеям Пестеля, должна была быть единым и нераздельным государством с сильной и централизованной властью.
Пестель полагал, что федерация будет способствовать развитию сепаратистских тенденций в государстве, что значительно ослабит государство.

По идеям, предложенным Пестелем, государство должно быть поделено на административные единицы для удобства управления.
В административном отношении будущая революционная Россия подразделялась на 10 областей и 3 удела (Столичный, Донской и Аральский).
Каждая область должна была состоять из 5 округов или губерний.
Губернии состояли из 1012 уездов, а уезды, в свою очередь, делились на волости.
Волости формировались из определенного количества жителей до 2 тысяч жителей мужского пола в каждой.
Разница в проектах относительно видения территориального устройства государства показывает широту взглядов декабристов, возможность высказывания различных мнений.
Но также разные варианты территориального устройства показывают отсутствие единства во взглядах, общую нерешенность данного вопроса к моменту восстания.

Схемы конституционноправовых проектов Н.
М.
Муравьева и П.И.
Пестеля приведены в приложениях № 5 и №6.
Права граждан по конституционно-правовым проектам декабристов.
Права и свободы граждан Российской империи, означенные в конституционных проектах декабристских организаций, свою формулировку получили, исходя из теории естественного права.

Для поборников идеи буржуазных свобод в России теория естественного права связывалась с именами Ж.
Ж.
Руссо, Гельвеция, Гольбаха.
Теория естественного права получила особую популярность в годы Великой Французской революции.
Французские революционные документы отражали идеи естественного права.
«Декларация прав человека и гражданина» гласила: «Целью всякого политического союза является охранение естественных и неотчуждаемых прав… свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (статья 11).
Положения, свойственные теории естественного права, изложил в своей «Конституции» Н.
Муравьев.
Во «Вступлении» к «Конституции», которое сохранилось лишь в редакции Трубецкого 1822 г., говорилось: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка».
И далее: «Слепое повиновение может быть основано только на страхе и недостойно ни разумного повелителя ни разумных исполнителей».
В данном положении теория естественного права, обоснование разумности правовых норм выступают столь явно, что не приходится сомневаться в происхождении этих положений.
Подобные рассуждения, свойственные теории естественного права, встречаются и в других положениях «Конституции» Муравьева.
Наиболее очевидно влияние теории естественного права в рассуждениях «Конституции» о крестьянском вопросе.
Так, «Конституция» заявляет: «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику оно изображение гордости и высокомерия и противно христианской вере, по которой все люди братья, все рождены благо, ибо рождены по воле божьей все рождены для блага и все просто люди, ибо все перед ним слабы».
Именно данная цитата наиболее близка по содержанию к французским революционным лозунгам о свободе, равенстве, братстве.
Положения «Конституции» Муравьева исходят, таким образом, из естественности человеческих прав, что было характерным для просветительской идеологии.
t Ссылки на теорию естественного права встречаются и в «Русской ^ Правде» Пестеля.
Изложение теории о естественном равном положении людей в «Русской Правде» звучит следующим образом: «Удовлетворение общим нуждам, которые происходят от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех людей одинаковы.
Из сего следует, что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели».
О обязанностях гражданах, достигших благоденствия в новом обществе, Пестель говорил: «Второй род обязанностей касается мира естественного.
Оне нам известны из законов природы и нужд естественных».
(Параграфы 1, 6).
Важным принципом, определяющим права и свободы личности, является защита свободы личности.
Основные положения защиты свободы личности присутствуют в документах в формулировке, которая перешла в русскую ‘ прогрессивную правовую литературу из английского Habeas corpus act.
Данный

[Back]