Проверяемый текст
Школьник, Михаил Игоревич; Конституционно-правовые проекты России первой четверти XIX века (Диссертация 2003)
[стр. 119]

В «Конституции» Муравьева данный принцип формулируется следующим образом: «Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу поставленными Уставом властями, и учрежденным порядком, но в 24 часа (под ответственность тех, которые его задержали) должно ему объявить о причине его задержания в противном случае он немедленно освобождается.
Никто не может быть обвинен, задержан или заключен в темницу, кроме в случаях, определенных законом, и в образе оным учрежденным» (Глава 3, часть
19, часть 21).
Конкретизируют проблему свободы личности положения «Конституции» Муравьева «О гражданстве, о состояниях, личных правах и обязанностях участников будущего общества».
Здесь свобода личности присутствует не только номинально, но и обрастает конкретными положениями о правах, обязанностях.
В документах декабристов четко решается важный вопрос из области теории правового статуса гражданина вопрос о гражданстве.
«Конституция» Муравьева в главе 3 параграфе 13 пишет: «Гражданство есть право...
участвовать в общественном управлении...
то есть быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти...».
Следовательно, отменялось и крепостное состояние крестьян, поскольку они тоже становились
участииками общественной жизни государства.
Вообще, конкретизация свободы личности свойственна всем идеологическим документам декабристов.
Очень четко ставит этот вопрос Н.
М.
Муравьев во всех редакциях своей «Конституции».
Содержание «Русской Правды» Пестеля также направлено на активное отстаивание принципов свободы личности.
Это доказывают и отмена сословий, и развернутая постановка вопроса о народе как самостоятельной субстанции, свойственная современному декабристам западному и русскому обществу.

119
[стр. 65]

документ, как мы рассматривали в предыдущих главах, оказал значительное влияние на конституционно-правовые проекты, предложенные самодержавной властью или одобренные ею.
В «Конституции» Муравьева данный принцип формулируется следующим образом: «Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу поставленными Уставом властями, и учрежденным порядком, но в 24 часа (под ответственность тех, которые его задержали) должно ему объявить о причине его задержания в противном случае он немедленно освобождается.
Никто не может быть обвинен, задержан или заключен в темницу, кроме в случаях, определенных законом, и в образе оным учрежденным» (Глава 3, часть
V 19, часть 21).
Конкретизируют проблему свободы личности положения «Конституции» Муравьева «О гражданстве, о состояниях, личных правах и обязанностях участников будущего общества».
Здесь свобода личности присутствует не только номинально, но и обрастает конкретными положениями о правах, обязанностях.
В документах декабристов четко решается важный вопрос из области теории правового статуса гражданина — вопрос о гражданстве.
«Конституция» Муравьева в главе 3 параграфе 13 пишет: «Гражданство есть право… участвовать в общественном управлении… то есть быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти…».
Следовательно, отменялось и крепостное состояние крестьян, поскольку они тоже становились
участниками общественной жизни государства.
Вообще, конкретизация свободы личности свойственна всем идеологическим документам декабристов.
Очень четко ставит этот вопрос Н.
М.
Муравьев во всех редакциях своей «Конституции».
Содержание «Русской Правды» Пестеля также направлено на активное отстаивание принципов свободы личности.
Это доказывают и отмена сословий, и развернутая постановка вопроса о народе как самостоятельной субстанции, свойственная современному декабристам западному и русскому обществу.

Рассуждения о субстанции народа представлены во Введении к «Русской Правде» в параграфе 7 «Основное понятие о народе и его значении»: «Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования возможное благоденствие всех и каждого».
Для автора «Русской Правды» острым является вопрос о «Благе Народном».
«Конституция» Муравьева особо говорит об ответственности власти перед своими гражданами.
Глава 9 параграф 98 Конституции гласит: «Народное Вече не имеет власти нарушать свободы речей и книгопечатания».
Таким образом, введение буржуазных свобод участники тайных обществ видели как насущное требование русской общественно-политической жизни, особенно в условиях острого неравенства, явной непропорциональности предоставляемых прав различных категориям населения.
Передовыми были требования предоставить гражданские права большинству населения, призыв к буржуазным свободам.
Для декабристских идеологических документов, для проектов конституционного переустройства России важным был вопрос о незыблемости законов.
В «Конституции» Муравьева в последней редакции этот принцип выражен в следующем виде: «Все русские подчинены одним и тем же Законам, без различия состояний, обязаны участвовать в выборах, если отсутствуют условия, требуемые Законом, и не отклоняться от должностей, на которые они избираются».57 «Русская Правда» Пестеля также поднимает вопрос о незыблемости законов, о господстве права в жизни общества.
Во Введении к документу Пестель пишет, что государство должно находиться «под властью и управлением законов общественных, а не прихотей личных властителей и доставляло бы возможное благоденствие всем и каждому, а не зловластвовало над всеми для выгоды единого или нескольких».
Пестель утверждал, что новый государственный порядок должен быть основан «на одних только точных и справедливых законах и постановлениях» и не предоставлял бы «ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы народ Российский в том, что он составляет устроенное гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью».
Следовательно,

[Back]