Проверяемый текст
Школьник, Михаил Игоревич; Конституционно-правовые проекты России первой четверти XIX века (Диссертация 2003)
[стр. 121]

Пестель утверждал, что новый государственный порядок должен быть основан «на одних только точных и справедливых законах и постановлениях» и не предоставлял бы «ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы народ Российский в том, что он составляет устроенное гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью».
Следовательно,
делал вывод Пестель, новому государству необходимы новые законы, или «полное Уложение или Свод законов, сохраняя при том все полезное и уничтожая все вредное».
Для всех конституционно-правовых проектов декабристов также был * важен вопрос о незыблемости частной собственности как основы будущего государства.
«Конституция» Муравьева провозглашает: «Право собственности, заключающее в себе одне вещи, священно и неприкосновенно».
В изложении «Конституции» Муравьева вопрос о частной собственности тесно связан со свободой предпринимательства.
В третьей главе «О состоянии, личных правах и обязанностях Русских», в параграфе 18 с полной последовательностью развивается принцип частной инициативы, который звучит следующим образом: «Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему кажется выгоднейшим, земледелием, скотоводством, охотою, рыбной ловлею, рукоделиями, заводами, торговлею и так далее».
Таким экономические свободы определялись, прежде всего, уничтожением крепостного права и отменой сословных привилегий.
В доказательстве равенства всех людей Муравьев использовал систему аргументации, основанную на переплетении принципов теории естественного права и христианства («изображение гордости и высокомерия противно христианству»).
В «Конституции» Муравьева также провозглашены свободы предпринимательства, свободы передвижения и другие.
Также провозглашается принципы права: можно все, что не запрещено законом, и
121
[стр. 65]

документ, как мы рассматривали в предыдущих главах, оказал значительное влияние на конституционно-правовые проекты, предложенные самодержавной властью или одобренные ею.
В «Конституции» Муравьева данный принцип формулируется следующим образом: «Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу поставленными Уставом властями, и учрежденным порядком, но в 24 часа (под ответственность тех, которые его задержали) должно ему объявить о причине его задержания в противном случае он немедленно освобождается.
Никто не может быть обвинен, задержан или заключен в темницу, кроме в случаях, определенных законом, и в образе оным учрежденным» (Глава 3, часть V 19, часть 21).
Конкретизируют проблему свободы личности положения «Конституции» Муравьева «О гражданстве, о состояниях, личных правах и обязанностях участников будущего общества».
Здесь свобода личности присутствует не только номинально, но и обрастает конкретными положениями о правах, обязанностях.
В документах декабристов четко решается важный вопрос из области теории правового статуса гражданина — вопрос о гражданстве.
«Конституция» Муравьева в главе 3 параграфе 13 пишет: «Гражданство есть право… участвовать в общественном управлении… то есть быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти…».
Следовательно, отменялось и крепостное состояние крестьян, поскольку они тоже становились участниками общественной жизни государства.
Вообще, конкретизация свободы личности свойственна всем идеологическим документам декабристов.
Очень четко ставит этот вопрос Н.
М.
Муравьев во всех редакциях своей «Конституции».
Содержание «Русской Правды» Пестеля также направлено на активное отстаивание принципов свободы личности.
Это доказывают и отмена сословий, и развернутая постановка вопроса о народе как самостоятельной субстанции, свойственная современному декабристам западному и русскому обществу.
Рассуждения о субстанции народа представлены во Введении к «Русской Правде» в параграфе 7 «Основное понятие о народе и его значении»: «Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования возможное благоденствие всех и каждого».
Для автора «Русской Правды» острым является вопрос о «Благе Народном».
«Конституция» Муравьева особо говорит об ответственности власти перед своими гражданами.
Глава 9 параграф 98 Конституции гласит: «Народное Вече не имеет власти нарушать свободы речей и книгопечатания».
Таким образом, введение буржуазных свобод участники тайных обществ видели как насущное требование русской общественно-политической жизни, особенно в условиях острого неравенства, явной непропорциональности предоставляемых прав различных категориям населения.
Передовыми были требования предоставить гражданские права большинству населения, призыв к буржуазным свободам.
Для декабристских идеологических документов, для проектов конституционного переустройства России важным был вопрос о незыблемости законов.
В «Конституции» Муравьева в последней редакции этот принцип выражен в следующем виде: «Все русские подчинены одним и тем же Законам, без различия состояний, обязаны участвовать в выборах, если отсутствуют условия, требуемые Законом, и не отклоняться от должностей, на которые они избираются».57 «Русская Правда» Пестеля также поднимает вопрос о незыблемости законов, о господстве права в жизни общества.
Во Введении к документу Пестель пишет, что государство должно находиться «под властью и управлением законов общественных, а не прихотей личных властителей и доставляло бы возможное благоденствие всем и каждому, а не зловластвовало над всеми для выгоды единого или нескольких».
Пестель утверждал, что новый государственный порядок должен быть основан «на одних только точных и справедливых законах и постановлениях» и не предоставлял бы «ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы народ Российский в том, что он составляет устроенное гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью».
Следовательно,


[стр.,66]

делал вывод Пестель, новому государству необходимы новые законы, или «полное Уложение или Свод законов, сохраняя при том все полезное и уничтожая все вредное».58 Для всех конституционно-правовых проектов декабристов также был важен вопрос о незыблемости частной собственности как основы будущего государства.
«Конституция» Муравьева провозглашает: «Право собственности, заключающее в себе одне вещи, священно и неприкосновенно».
В изложении «Конституции» Муравьева вопрос о частной собственности тесно связан со свободой предпринимательства.
В третьей главе «О состоянии, личных правах и обязанностях Русских», в параграфе 18 с полной последовательностью развивается принцип частной инициативы, который звучит следующим образом: «Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему кажется выгоднейшим, земледелием, скотоводством, охотою, рыбной ловлею, рукоделиями, заводами, торговлею и так далее».
Таким экономические свободы определялись, прежде всего, уничтожением крепостного права и отменой сословных привилегий.
В доказательстве равенства всех людей Муравьев использовал систему аргументации, основанную на переплетении принципов теории естественного права и христианства («изображение гордости и высокомерия противно христианству»).
В «Конституции» Муравьева также провозглашены свободы предпринимательства, свободы передвижения и другие.
Также провозглашается принципы права: можно все, что не запрещено законом, и
можно все, что не вредит интересам другого лица.
Так, параграф 19 гласит: «Всякий русский вправе ехать, оставаться, словом, делать все, что неограниченно и не воспрещается законом, и частными постановлениями, лишь бы он не вредил другому и не касался чужой собственности».
Таким образом, в отношении правового положения граждан, «Конституция» Н.
М.
Муравьева провозглашала всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, вероисповедания и передвижения, свободный выбор занятий.
Однако особенностью проекта Муравьева было решение вопроса о гражданстве.
Муравьев предполагал не наделять правами граждан всех жителей страны.
Для того, чтобы стать гражданином, необходимо было обладать определенным возрастом, имущественным цензом и цензом оседлости.
Возрастной ценз определялся в 21 год, также для гражданства нужно было постоянное местожительства, имущественный ценз определялся наличием недвижимой собственности в размере не менее 500 рублей или движимой в размере 1 тысячи рублей серебром.
Также для гражданства важна была исправность платежа общественных повинностей, и нельзя было становиться гражданам лицам, находящимся у кого-то в услужении.
Также «Конституцией» Муравьева вводились определенные цензы для избрания в центральные и местные органы власти или для занятия государственных должностей.
Так, для занятия высших государственных должностей необходимо было иметь на 30 тысяч рублей серебром недвижимость или на 60 тысяч рублей движимого имущества.
Высокий имущественный ценз, таким образом, устранял от участия в политической жизни страны неимущие слои населения.
Вопрос о гражданстве четко определял дворянскую направленность конституционного проекта Никиты Муравьева.
«Русская Правда» Пестеля была более радикальной в вопросе о правовом статусе личности.
Данный документ определял уничтожение сословных привилегий, равенство всех граждан перед законом.
«Русская Правда» объявляла, что все прежние сословия упразднялись, теперь все люди должны были составить «единое сословие гражданское».
Гражданские права по «Русской Правде» Пестеля получали все мужчины, достигшие 20-летнего возраста.
Никаких других ограничений, которые были в проекте Муравьева, в «Русской Правде» не предусматривалось.
Также «Русская Правда» гарантировала свободу слова, печати, собраний, занятий, передвижений, вероисповеданий, неприкосновенность личности и жилища граждан.
В отношении правового статуса граждан конституционный проект Пестеля был несомненно более радикальным, поскольку ограничений для пользования гражданскими правами в «Русской Правде» Пестеля было значительно меньше, чем при решении такого же вопроса в «Конституции» Муравьева.
Однако и тот, и другой документы предлагали множество цензов для пользования правами гражданина, и, прежде всего, что сближает эти проекты, возрастной ценз.
Таковы основные положения государственно-правовых проектов, выдвинутых тайными обществами декабристов.
Выводы по главе

[Back]