Проверяемый текст
Школьник, Михаил Игоревич; Конституционно-правовые проекты России первой четверти XIX века (Диссертация 2003)
[стр. 54]

правления к республиканскому».
Влияние эпохи просвещения и событий французской революции в данном утверждении очевидно, понимание нового этапа истории как «республиканского» явно отголосок революции.
Таким образом, если не идеи революции, так ее последствия заставили европейских монархов искать способы модернизации государственных
образовании и правовых систем.
По мнению Сперанского, тот же «ряд происшествий представляет нам история нашего отечества», процессы, происходящие в государствах Западной Европы и в Российской империи, идентичны.
Следовательно, для укрепления государственности, для достижения прогресса, наконец, для того, чтобы избежать повторения французских событий, России нужны реформы и преобразования.
«Время является первоосновой и источником всех политических нововведений, писал Сперанский.
Ни одно правление, находящееся не в гармонии с духом времени, не может противостоять модному воздействию этого духа».
По мнению Сперанского, «новый дух времени» окончательно завладел и Россией, которая стоит на пороге социальных потрясений, и даже находится в том положении, в каком находилась Франция перед революцией 1789 г.
Автор проекта реформ находил два подтверждения схожести ситуации в России и в предреволюционной Франции.
Первое это то, что в народе исчезает уважение к чинам, орденам и прочим отличиям лиц, наделенных ими.
Он писал, что такое же явление наблюдалось «и во всех государствах в той эпохе, когда феодальная система приближалась к своему падению».
Второй показатель будущих социальных потрясений «моральное ослабление» власти, падение ее авторитета в глазах народа.
Причину этого следует искать не в конкретных действиях отдельных лиц государственного управления, а в том, что «образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления».
Сперанский делал вывод о том, что «настоящая система правления не
54
[стр. 28]

мнению, объясняет сам ход исторического развития.
Так, все развитие политической жизни Европы есть «переход от феодального правления к республиканскому».
Влияние эпохи просвещения и событий французской революции в данном утверждении очевидно, понимание нового этапа истории как «республиканского» явно отголосок революции.
Таким образом, если не идеи революции, так ее последствия заставили европейских монархов искать способы модернизации государственных
образований и правовых систем.
По мнению Сперанского, тот же «ряд происшествий представляет нам история нашего отечества», процессы, происходящие в государствах Западной Европы и в Российской империи, идентичны.
Следовательно, для укрепления государственности, для достижения прогресса, наконец, для того, чтобы избежать повторения французских событий, России нужны реформы и преобразования.
«Время является первоосновой и источником всех политических нововведений, писал Сперанский.
Ни одно правление, находящееся не в гармонии с духом времени, не может противостоять модному воздействию этого духа».
По мнению Сперанского, «новый дух времени» окончательно завладел и Россией, которая стоит на пороге социальных потрясений, и даже находится в том положении, в каком находилась Франция перед революцией 1789 г.
Автор проекта реформ находил два подтверждения схожести ситуации в России и в предреволюционной Франции.
Первое — это то, что в народе исчезает уважение к чинам, орденам и прочим отличиям лиц, наделенных ими.
Он писал, что такое же явление наблюдалось «и во всех государствах в той эпохе, когда феодальная система приближалась к своему падению».
Второй показатель будущих социальных потрясений «моральное ослабление» власти, падение ее авторитета в глазах народа.
Причину этого следует искать не в конкретных действиях отдельных лиц государственного управления, а в том, что «образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления».
Сперанский делал вывод о том, что «настоящая система правления не
свойственна уже более состоянию общественного духа, и настало время переменить ее и основать новый вещей порядок».64 Предотвращение революции в России, по мнению Сперанского, было возможно путем своевременно принятых мер — проведения необходимых политических преобразований.
Реформы, проведенные сверху, могли предотвратить «бешенство страстей народных», «необузданную вольность и безначалие», характерные для революции.
Сперанский был убежден в возможности дальнейшего развития России без революционных перемен: «Конституция во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений.
Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы».
65 Частичные перемены, которые не затрагивали бы сущность государственного устройства, по идее Сперанского, не могли бы спасти ситуацию.
«Все исправления частные, все, так сказать, пристройки к настоящей системе были бы весьма непрочны.
Пусть составят какое угодно министерство, распорядят иначе части, усилят и просветят полицейские и финансовые установления, пусть издадут даже гражданские законы: все сии введения, быв основаны единственно на личных качествах исполнителей, ни силы, ни твердости иметь не могут».
66 Необходимо, однако, отметить, что издание гражданских законов никак не могло помешать развитию прогресса, и могло стать наряду с преобразованиями, предлагаемыми Сперанским, еще одним средством предотвращения революции.
Здесь поклонник Кодекса Наполеона явно передергивал факты, желая, очевидно, показать необходимость введения в жизнь собственного проекта.
Необходимо отметить, что радикальный проект Сперанского, ссылаясь на опыт революционной Франции, не предусматривал введения конституции в России по типу западноевропейских стран, то есть ограничения власти монарха конституцией.
Здесь нужно обратиться к конституционному опыту революционной Франции.
Согласно Конституции 1791 г., роль короля сводилась к управлению исполнительной властью: он вправе был назначать министров, возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство f\7 внутренним управлениями и внешними отношениями.
В отличие от этого, по идее Сперанского, российское самодержавие не требовалось ограничивать рамками исполнительной власти.
Цель Сперанского состояла в том, чтобы «облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство

[Back]