Проверяемый текст
Шигабудинов, Джамалудин Магомедович; Россия и Северо-Восточный Кавказ в 20-50 гг. XIX века. (Диссертация 2004)
[стр. 133]

ный за счет казны дом «со всеми хозяйственными потребностями», по 25 десятин земли на душу и семена для первоначального посева.
Вторым, по значимости, способом умножения русского населении на Кавказе являлось образование военных поселений из числа отставных нижних чинов кавказского корпуса.
С течением времени жители военных поселений стали переводиться в казачье сословие.
Отставные нижние чины кавказского корпуса регулярно переводились в разряд военных поселенцев по выслуге 10 лет уже с 1835 года.
Еще одну крупную социальную группу русских колонистов составляли государственные крестьяне.
Как отмечал
гр.
Кочубей, «самое полезнейшее» мероприятие для правительства это переселение на Кавказ «людей» из
внутренних областей империи.
Переселение государственных крестьян на Кавказ, в том числе в Дагестан и Чечню, шло «из всех углов России».
Из губерний: Воронежской, Харьковской, Курской, Пензенской, Азовской
и др.
Переселенческая политика со временем позволила царизму решить еще одну важную задачу устройство «живого» клина из русского населения, водворяемого между горными чеченцами и ингушами; плоскостным чеченским и ингушским населением и Дагестаном.
Первые попытки разъединения горцев, подобным образом, предпринимались царизмом на Северо-Восточном Кавказе с середины сороковых годов XIX века.
Переселенческое движение русских крестьян, казаков и других социальных групп российского общества на Кавказ продолжалось не только в период войны, но и после ее окончания.
В середине XIX века результаты ее были таковы, что на весьма ограниченной территории Дагестана и Чечни образовался избыток населения и как следствие, установился острый аграрный голод.
Стремясь ослабить социально-политическое напряжение в крае царское правительство вынашивало планы выселения коренного населения в глубь российской
[стр. 150]

жилищ и отапливанию»; 5) наличие удобных сообщений с «большими Ф Ф дорогами» и соседними городами и селениями499.
Еще одну крупную социальную группу русских колонистов * составляли государственные крестьяне.
Как отмечал
в своем отчете по министерству внутренних дел граф Кочубей500501, «самое полезнейшее» мероприятие для правительства —это переселение на Кавказ «людей» из р внутренних областей страны.
Отчего, писал он, сразу 1) они выходят по недостатку земли, остающиеся ею пользуются и поправляют свое состояние, а «переселенцы в короткое время при добром распорядке становятся зажиточными»; 2) данный способ переселения несравненно дешевле, считал Кочубей, так как колонисты будут нести рекрутские и * другие повинности, платить подати и, таким образом, все расходы правительства, связанные с их переселением, могут быть вскорости возвращены501 W Переселение государственных крестьян на Северный Кавказ, в том 4 числе в Дагестан и Чечню, шло «из всех углов России», отчего в каждом • , * населенном пункте можно было застать «очень пестрый состав населения» .
Государственные крестьяне переселялись на Кавказскую линию из губерний: Воронежской, Харьковской, Курской, Пензенской, Азовской, Рязанской, Тульской, Калужской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Екатеринославской, Казанской, Орловской, Киевской, Саратовской, т Владимирской, Черниговской, Вологодской, Смоленской, Тверской и др.■ л Основной переселенческий контингент крестьян поставляли жители Курской, Воронежской, Орловской, Слободско-Украинской и частью Тульской, Тамбовской и Полтавской губерний.
499ПСЗ.
Собр.
2.
Т.
12.
Отд.
1.
СПб., 1838.
№ 10576.
§ 15.
500 Краткий отчет по Министерству внутренних дел с начала учреждения его по 25 ноября 1807 года графа В.
Кочубея // Сборник исторических материалов, извлеченных из архива первого отделения Собств.
Е.И.В.
канцелярии.
Вып.
1.
СПб., 1876.
С.
193-194.
501 Краткий отчет...
С.
194.

[Back]