Проверяемый текст
Шигабудинов, Джамалудин Магомедович; Россия и Северо-Восточный Кавказ в 20-50 гг. XIX века. (Диссертация 2004)
[стр. 74]

зи, в частности, с равнинными областями Северо-Восточного Кавказа.
Отмеченный процесс
значительно усилил степень интенсивности во взаимоотношениях жителей внутренних областей Дагестана и Чечни между собою, заставил выискивать новые резервы для поддержания экономической базы освободительного движения, и «возобновить формы хозяйствования предыдущей эпохи (до XVI в.)»1.
С другой стороны, собственная экономическая база движения (с сороковых годов XIX в.
государство имамат) не могла удовлетворять растущие потребности ведения войны за счет собственных ресурсов.
Ведь для этого не было соответствующих экономических и политических условий.
Возросшие с началом войны потребности в хлебе, соли, оружии, железе и прочих
необходимых товарах приходилось удовлетворять поиском их на территориях, оккупированных царскими войсками.
Кроме того, в ходе военных
действий с Россией оказались «деформированными» и традиционные формы скотоводства горцев, которые вынуждены были переводить скота на стационарное (хуторское) содержание, а не перегонять на равнины, где его могли в любой момент задержать царские власти2.
Но даже этот, казалось бы, удачный вариант выхода из сложившейся ситуации, порождал одновременно другую проблему фуражирование и содержание скота в течение долгой зимы, поскольку своих кормов не доставало, а
поставку их из других районов чинили препятствия колониальные власти.
Таким образом, население «непокорных» горных районов Дагестана и Чечни было поставлено в чрезвычайно сложное положение.
Их экономика, и без того слабая, без
поддерживания функционирования традиционных связей с жителями равнин, существовать не могла.
Так появилась вполне очевидная альтернатива, предложенная горцам царскими властями: либо покориться им, либо взяться за оружие, отстаивая свободу и независимость.
Горцы избрали последнее.
Но и 74 1Османов М.-3.
О.
Формы...
С.
51.
2Османов М.-З.
О.
Формы...
С.
36,51.
[стр. 94]

Чечни от равнинных областей.
В результате осуществления этой целенаправленной политики горцы лишались их естественного права пользования пастбищными угодьями, пахотными землями.
Сильно ограничивались их торговые взаимосвязи.
Колониальная политика царизма была построена таким образом, что необходимо было, с одной стороны, до крайности притеснить горца, поставить его на грань вымирания, а с другой,№ заигрывая с ним, демонстрировать ложное превосходство общественного быта и хозяйственной жизни населения, покорившегося царским властям.
Кордонные линии и всякого рода запреты и ограничения, установленные * русскими должны были полностью исключить самостоятельные * хозяйственно-экономические связи горцев друг с другом.
Как справедливо отмечал генерал Раевский, запрещая и дозволяя торговать горцам, русское правительство стремилось держать в блокаде сотни тысяч жителей Северного Кавказа.
# В подобной ситуации экономика горцев должна была перетерпеть ряд+ качественных изменений и приспособиться к новым условиям своего существования.
Вследствие этого торговые и хозяйственно-экономические связи народов Дагестана и Чечни во многих случаях были направлены# вовнутрь при сокращении до возможного минимума внешних связей с равнинными областями Северо-Восточного Кавказа.
Отмеченный процесс
т значительно усилил степень интенсивности во взаимоотношениях жителей внутренних областей Дагестана и Чечни между собою, заставил выискивать новые резервы для поддержания экономической базы освободительногощ движения и «возобновить формы хозяйствования предыдущей эпохи (до XVI в.)»292.
С другой стороны, экономическая база решения не могла удовлетворить растущие потребности народно-освободительного движения для ведения войны, исходя из собственных ресурсов.
Ведь для этого не было* соответствующих экономических и политических условий.
Возросшие с началом войны потребности в хлебе, соли, оружии, железе и прочих


[стр.,95]

необходимых товарах приходилось удовлетворять поиском их на территориях, оккупированных царскими войсками.
Кроме того, в ходе военных
действии с Россией оказались «деформированными» и т традиционные формы скотоводства горцев, которые вынуждены были переводить скот на стационарное (хуторское) содержание, а не перегонять на* равнины, где его могли в любой момент задержать царские власти293.
Но даже этот, казалось бы, удачный вариант выхода из сложившейся ситуации порождал одновременно другую проблему —фуражирование и содержание скота в течение долгой зимы, поскольку своих кормов не доставало, а
поставке их из других районов чинили препятствия колониальные власти.
Таким образом, население «непокорных» горных районов Дагестана и Чечни было поставлено в чрезвычайно сложное положение.
Их экономика, и без того слабая, без
поддержания традиционных связей с жителями равнин существовать не могла.
I В определенной степени положение спасало функционирование старого механизма института торгового посредничества.
Особенное значение он приобрел в начале сороковых годов XIX в.
с появлением в Дагестане так называемых «нейтральных» территорий (Акуша-Дарго, Верхний Кайтаг, Западный Табасаран и некоторые др.), через посредство которых жители имамата получали самые необходимые товары: железо, медь, свинец, оружие, различную мануфактуру, а также хлеб, соль и др.294 «Шамилю нетt причины требовать слепой покорности от этих народов, сообщал автор «Краткого военно-географического описания Дагестана (1843 г.)».
Это былаI бы большая его ошибка; они в настоящем положении приносят ему более л л с пользы, чем когда бы открыто надели белые чалмы» .
Вопреки запретам и преследованию со стороны царских властей, казикумухцы постоянно ■ _ производили торг во всех покорных Шамилю обществах.
Из них до 80 292Османов М.-З.О.
Формы...
С.
51.
293Там же.
С.
36, 51.
294РГВИА Ф.ВУА.
Д.
6512 (ч.2).
Лл.
83 (об.); 85-85 (об.).

[Back]