Проверяемый текст
Шигабудинов, Джамалудин Магомедович; Россия и Северо-Восточный Кавказ в 20-50 гг. XIX века. (Диссертация 2004)
[стр. 87]

как с решением его тесно сочеталась перспектива быстрого и прочного покорения Горной Чечни и Дагестана.
В апреле 1858 г.
от жителей Малой Чечни уже ультимативно требовали или покориться или переселиться вглубь гор.
Генерал Евдокимов, командующий войсками на Левом крыле Кавказской линии, обещал всех добровольно покорившихся наделить землею на
плоскости.
Тем же, кто не покорится, наоборот лишить «права как на получение земли, так и на всякое снисхождение правительства»1.
В течение апреля 1858г.
все аулы от Теньги до Гехи были выселены, а жители Шалажей под влиянием этого сами начали выходить на равнину еще до появления у них русских
солдат2.
В рапорте военному министру Сухозанету от 19 апреля 1858г.
генерал Евдокимов сообщал, что в нагорной
части Малой Чечни уже нет ни одного населенного аула, а жители их расселяются им на плоскости «правильными» поселениями ниже Русской дороги числом не менее 300 дворов.
По его сведениям, переселено было более 2500 чеченских семейств, сожжено 96
аулов3.
В то же время, из донесений генерала видно, что насильственное выселение жителей Малой Чечни произвело нежелательный эффект на Большую Чечню, где в то время появился Шамиль.
В документах сообщается об огромных оборонительных работах проведенных горцами в Большой Чечне и,
отсутствия желания ее жителей «выселиться под покровительство русских властей».
Как доносил Евдокимов вышестоящему начальству, ему удалось задержать только 49 семейств чеченцев, скрывавшихся в Герзелинском лесу и выселить в Умахан-юрт; затем еще
29 семейств алероевцев4.
«В настоящее время сила неприятеля нимало не уменьшилась», признавался он в рапорте военному министру Сухозанету в мае 1858г.5.
’ Левое крыло...
С.
163.
2Там же.
С.
164-168.
3Там же.
С, 168.
4Левое крыло...
С.
172-173.
5Там же.
С.
174.
87
[стр. 136]

Однако переселяемые с гор на равнины жители Чечни и Дагестана ставили перед царскими властями новые проблемы.
Главнокомандующий войсками на Кавказе генерал Н.Н.
Муравьев писал, что отложившиеся от Шамиля многочисленные семейства горцев "облепляют" своими новыми поселениями русские укрепления446 и их необходимо охранять от наказаний Шамиля за бегство к русским.
Он отмечал, что чеченцы вспахивают земли, принадлежащие уже казакам, и получают, кроме того, "значительное пособие хлебом от казны".
Но не это вызывало опасения генерала.
"Число переходящих к нам ежедневно увеличивается, писал Н.Н.
Муравьев, так что с водворением владычества нашего на равнинах Чечни мы останемся среди народа, на который надеяться нельзя и который обезоружить невозможно..447 Опасения главнокомандующего выглядели вполне обоснованными.
Инфильтрация чеченского населения с гор на равнины и расселение его среди русских поселенцев давали повод опасаться новых восстаний по примеру 1840 г.
Муравьев, предвидя эту возможность, предлагал чеченцев выселять "на задние линии", в степи, тянувшиеся узкой полосой за Тереком, за которыми сразу же начинались "песчаные и мелководные пространства", не пригодные для хозяйствования448 Вопрос, связанный с переселением горцев на равнину, сильно волновал русских особенно в последние годы Кавказской войны, так как с решением его тесно сочеталась перспектива быстрого и прочного покорения Горной Чечни и Дагестана.
В апреле 1858 г.
от жителей Малой Чечни уже ультимативно требовали или покориться, или переселиться в глубь гор.
Генерал Евдокимов, командующий войсками на левом крыле Кавказской линии, обещал всех, добровольно покорившихся, наделить землею на
446АКАК.
Т.
11.
С.
66.
447Там же.
448Там же.


[стр.,137]

ш плоскости.
Тех же, кто не покорится, наоборот лишить «права как на получение земли, так и на всякое снисхождение правительствам449 т В течение апреля 1858 г.
все аулы от Теньги до Гехи были выселены, а жители Шалажей под влиянием этого сами начали выходить на равнину еще до появления у них русских
солдат450.
В рапорте военному министру Сухозанету от 19 апреля 1858 г.
генерал Евдокимов сообщал, что в нагорной *
* части Малой Чечни уже нет ни одного населенного аула, а жители их л расселяются им на плоскости «правильными» поселениями ниже Русской дороги числом не менее 300 дворов.
По его сведениям, переселено было более 2500 чеченских семейств, сожжено 96
аулов451.
В то же время из ч донесений генерала видно, что насильственное выселение жителей Малой * Чечни произвело нежелательный эффект на Большую Чечню, где в то время появился Шамиль.
В документах сообщается об огромных оборонительных работах, проведенных горцами в Большой Чечне, и
отсутствии желания ее жителей "выселиться под покровительство русских властей".
Как доносил Евдокимов вышестоящему начальству, ему удалось задержать только 49 семейств чеченцев, скрывавшихся в Герзелинском лесу, и выселить в Умахан-юрт; затем еще
алероевцев IIнимало не уменьшилась , признавался министру Сухозанету в мае 1858 г.453 т Быстрые темпы выселения горцев, решая, казалось бы, одну важную проблему, тут же порождали массу других.
В частности, местное командование уже в мае 1858 г.
сообщало о "своевременном неустройстве переселившихся жителей Малой Чечни", места постоянного жительства л которых еще не были определены.
Этот вопрос, конечно же, мало волновал й русское военное командование, но оно не могло игнорировать опасности ф 449Левое крыло...
С.
163.
450Там же.
С.
164-168.
451 Там же.
С.
168.
452Там же.
С.
172-173.
453Левое крыло...
С.
174.

[Back]